img20 марта 2023 в 10:42

Новые пути экспорта: на какие рынки выходит российский ИТ-бизнес

В свете мировых событий российские компании отрасли информационных технологий (ИТ) стали пересматривать экспортные направления. Бизнес планирует выстраивать долгосрочное сотрудничество со странами Евразийского экономического союза, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. Эксперты рассказали о том, какие сложности при этом возникают, какие отечественные цифровые продукты востребованы на данных рынках и при каких условиях вероятно успешное развитие экспорта.

В свете мировых событий российские компании отрасли информационных технологий (ИТ) стали пересматривать экспортные направления. Бизнес планирует выстраивать долгосрочное сотрудничество со странами Евразийского экономического союза, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. Эксперты рассказали о том, какие сложности при этом возникают, какие отечественные цифровые продукты востребованы на данных рынках и при каких условиях вероятно успешное развитие экспорта.

Дружественные и перспективные

В последние годы наблюдалась медленная, но неуклонная переориентация российских софтверных компаний с рынков США и Европы на рынки России, ближнего зарубежья, новые рынки стран, которые сегодня относятся к дружественным, а мировые события ускорили этот процесс, сообщил президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров. По данным организации, отечественные компании заинтересованы в экспорте цифровых продуктов в Индию, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС, входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, в частности ОАЭ, где многие компании нашли в том числе финансовых партнеров для обхода санкций.

Управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ Анна Кулашова отметила, что деятельность компании на мировом рынке остается стабильной, но сейчас, помимо России, виден потенциал для развития на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке.

«Мы экспортируем программное обеспечение (ПО, — прим. ред.) практически во все страны мира. Самыми перспективными считаем те, которые хорошо понимают риски глобализации и не хотят зависеть от американских сервисов. В первую очередь, это Индия, Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Ближний Восток, Филиппины. Индия — рынок с самым высоким потенциалом для российских разработчиков. В этой стране огромное число компаний, сотни тысяч представителей различных типов бизнеса, которые даже статистически формируют потенциал для продаж российских ИT-решений», — рассказал директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов.

Наиболее перспективными для российских разработчиков серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM Дмитрий Гачко назвал рынки Азии, страны Латинской Америки (в частности, Аргентина, Колумбия, Мексика, Перу) и Африки, которые инвестируют в свою ИТ-инфраструктуру и где растет спрос на технологические решения.

С этим соглашается генеральный директор ГК «Цифра» Сергей Емельченков. По его словам, недавно компания открыла свое представительство в Африке с целью ведения деятельности по всему континенту. «Мы уже несколько лет ведем проект на карьерах ведущего в мире производителя фосфатных удобрений, марокканской OCP Group и заинтересованы в расширении сотрудничества с горнодобывающими компаниями Мавритании, Мали, Буркина-Фасо, Демократической Республики Конго, Габона, Ботсваны, Танзании, Намибии и ЮАР. Также активно работаем над организацией сотрудничества в области цифровизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Египте и ведем переговоры с одной из крупнейших нефтегазовых компаний Алжира, продолжаем работать в Латинской Америке, в качестве приоритетных считаем рынки стран ЕАЭС, БРИКС и Ближнего Востока», — рассказал Сергей Емельченков.

Эксперт по международному развитию бизнеса «ЛАНИТ-Би Пи Эм» (входит в группу «ЛАНИТ») Сергей Работай убежден в том, что в текущих реалиях стоит ориентироваться в первую очередь на рынки дружественных стран. «Рассматривая для сотрудничества страны MENA (Ближний Восток и Северная Африка, — прим. ред.), Латинской Америки, ЮАР, а также некоторые страны Юго-Восточной Азии, не нужно забывать про страны СНГ, где у России исторически сложились сильные позиции. Кроме того, представители бизнеса некоторых европейских стран сохраняют желание работать с российскими компаниями», — подчеркнул Сергей Работай.


Качество — залог спроса

В числе сложностей при выходе на новые рынки Сергей Работай назвал языковой и культурный барьеры. Он считает, что для успешного сотрудничества необходимо иметь достаточный уровень владения иностранным языком, понимать культурные особенности и образ мышления в этих странах. Причем речь идет не только о разработчиках, но и о менеджменте на разных уровнях. «В этом плане российские компании зачастую уступают ИТ-компаниям из Восточной и Центральной Европы. Также сложностью может стать организация маркетинга и продаж на зарубежном направлении, а также выстраивание отношений при удаленном нахождении заказчика, особенность других корпоративных культур и бизнес-процессов», — отметил Сергей Работай.

С ним согласен Дмитрий Одинцов, по его словам, незнание языка, обычаев, праздников, принципов ведения переговоров осложняют сотрудничество. «Однако для выхода на эти рынки и успешной работы на них в 90 % случаев достаточно локализовать ИТ-решения на английский язык», — убежден эксперт.

Директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Алексей Богомолов обратил внимание на то, что на дружественных рынках есть конкуренция, поэтому для успеха на них необходимо ПО высокого качества, налаженная партнерская сеть и комплексная сервисная поддержка. «Мировой тренд на переход к гибридным облакам для игроков из России говорит о том, что приложения, выводимые на международный рынок, в обязательном порядке должны быть готовы работать в облачных средах. Российский ИТ-сектор представлен на мировой арене как уже состоявшимися вендорами, так и активно растущими стартапами. Успешны и те, и другие, но модели достижения успеха различаются. Так, потенциал развития прикладного искусственного интеллекта (ИИ, — прим. ред.) кроется в привлечении инвестиций, крупных партнеров, а модель предоставления платформенного ПО для решений промышленного ИИ развивается как сервис», — пояснил эксперт. Он также убежден в успехе российских вендоров в сфере кибербезопасности, поскольку они обладают мировой известностью и признанием, кроме того, наметился тренд на расширение линейки и выход на новые рынки с помощью местных партнеров (развитие в ОАЭ) и поглощений (например, сделка с ForPeople).

Дмитрий Одинцов добавил, что у отечественных разработчиков имеется большая экспертиза в области информационной безопасности, что также высоко ценится на зарубежных рынках. При этом эксперт отметил, что российские компании славятся не сервисами, а качественными ИT-системами и автономными решениями, которые контролируются только заказчиком и не зависят от санкций. «В контексте видео-конференц-связи (ВКС, — прим. ред.) преимуществом является принцип работы российских решений. В нашем случае система ВКС разворачивается в корпоративной сети или внутреннем контуре заказчика, гарантируя ему безопасность, бесперебойный доступ и полный контроль над сетью коммуникаций. В то время как другие крупнейшие игроки мирового рынка ВКС — Microsoft Teams, Zoom, Webex by Cisco — давно ушли в облака, работоспособность и доступ к которым регулирует производитель», — пояснил Дмитрий Одинцов.

По мнению Дмитрия Гачко, российские разработчики могут предложить свои продукты в области кибербезопасности, блокчейна и заказной разработки. «Такие решения востребованы во всем мире. На фоне развития импортозамещения в ближайшее время у нас будут появляться свои разработчики продуктов конкурентных западным продуктам — это САПР (системы автоматизированного проектирования, — прим. ред.), виртуализация, системы автоматизации — аналоги SAP/ServiceNow. Наладить экспорт таких продуктов — это новый вызов ближайших трех лет», — считает эксперт.

На фоне развития импортозамещения в ближайшее время у нас будут появляться свои разработчики продуктов конкурентных западным продуктам — это САПР, виртуализация, системы автоматизации — аналоги SAP/ServiceNow. Наладить экспорт таких продуктов — это новый вызов ближайших трех лет

Сергей Работай предположил, что будут востребованы те продукты, за счет которых российские компании в свое время получили технологическое преимущество, например, решения по автоматизации банковской деятельности. «В отечественных банках уровень внедрения технологий в целом выше, чем в банках многих стран. Также будут популярны решения, которые снижают влияние человеческого фактора, например, технологии искусственного интеллекта автоматизируют и улучшают качество пользовательского опыта, и продукты, помогающие в автоматизации бизнес-процессов в областях с большим количеством ручных операций и внушительным числом пользователей», — рассказал эксперт.

«Мы предлагаем создание совместного центра компетенций по “Индустрии 4.0” для развития и подготовки квалифицированных кадров. Также видим потенциал в совместных разработках прикладных промышленных решений вместе с локальными командами на базе нашего решения с открытым кодом. Кроме того, рассматриваем сотрудничество на базе концепции white label, которая подразумевает производство продуктов или услуг одной компанией и использование таких продуктов или услуг другой компанией под своим брендом», — рассказал Сергей Емельченков.

Итоги перестройки экспорта пока мало прогнозируемы, особенно с учетом того, что в Россию выручка от продаж ПО будет поступать опосредованно — через дочерние предприятия российских компаний на дружественных рынках, заключил Валентин Макаров. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий