img28 сентября 2020 в 09:37

«Телеспутник». Перезагрузка

В этом году «Телеспутнику» исполняется 25 лет. С момента основания издательство выпускало ежемесячный журнал, посвященный платному ТВ. Именно вокруг производства этого продукта и строился бизнес компании. Но времена меняются, изменился и «Телеспутник». Как свидетель и один из инициаторов этой трансформации я расскажу о том, что мы представляем собой сегодня.

В этом году «Телеспутнику» исполняется 25 лет. С момента основания издательство выпускало ежемесячный журнал, посвященный платному ТВ. Именно вокруг производства этого продукта и строился бизнес компании. Но времена меняются, изменился и «Телеспутник». Как свидетель и один из инициаторов этой трансформации я расскажу о том, что мы представляем собой сегодня.

Любое журнальное издательство имеет свою специфику. В случае с «Телеспутником» работа долгие годы строилась в определенном ритме, все было заточено под выпуск ежемесячного журнала (а одно время их было два). Были налажены процессы продажи, подписки и распространения, построены взаимоотношения с партнерами на рынке, функционировала редакция с постоянным пулом авторов и экспертов. Но в определенный момент стали очевидны проблемы прежней схемы работы. Их усугубила стагнация в отрасли, в первую очередь сокращение количества потенциальных рекламодателей и рекламных бюджетов.

Разумеется, новые принципы работы не стали сюрпризом, их ожидали и к ним готовились. Но некоторые изменения реализовывали слишком долго, а на другие не решились вовсе. Бремя проведения кардинальных изменений легло на плечи нового руководства издательства и редакции, которое фактически встало перед необходимостью перезагрузки медиакомпании.

Пришлось ломать привычки и устоявшиеся практики. К примеру, основу редакции составляли журналисты, специализирующиеся на определенных темах и сегментах рынка. У них был свободный график посещения офиса и вполне творческие условия работы. Но для новых задач этот режим не годился. Поэтому первым делом мы перевели всех штатных журналистов на постоянную работу в офисе. Этот шаг преследовал несколько целей. Во-первых, повысить скорость и эффективность коммуникации. Как ни крути, а общение в мессенджерах и по электронной почте менее удобное. Собираясь каждый день вместе в редакции, мы могли оперативно обсудить насущные вопросы, распределить задачи, обменяться мнениями. В результате такого очного общения быстро рождались идеи, на обсуждение которых в онлайне тратилось бы больше времени. Сказать всегда проще, чем написать. Во-вторых, теперь в любой момент журналисты могли совместно работать над тем или иным проектом. Например, записывать блоги или брать интервью в студии. Переход к новому режиму работы коллеги восприняли с пониманием.

DSC08239.jpg

В «Телеспутнике» существует практика регулярного дежурства на сайте, когда один журналист занимается написанием новостей и подготовкой контента для наших онлайн-площадок — сайта, соцсетей, каналов в Telegram, «Яндекс.Дзен» и на YouTube. Раньше дежурство было еженедельным. То есть в течение недели им занимался только один журналист, а в следующую его сменял другой. С ростом количества задач эта схема оказалась слишком негибкой, к тому же за неделю дежурства журналист фактически выпадал из других проектов — когда сочетаешь обязанности новостника и контент-менеджера, на остальное почти не остается времени, да и энергии тратится много. В итоге мы сменили еженедельное дежурство на ежедневное. Исходя из состава редакции, это оказалось сделать несложно: пять журналистов — пять рабочих дней. Мы считаем дежурства важной частью работы. Они входят в обязанности в том числе и главного редактора и его заместителя. Регулярное написание новостей помогает легко ориентироваться в повестке рынка, улучшать свои литературные и редакторские навыки. При этом у нас сохранилась традиция совместной подготовки контента, когда каждый журналист делает с утра одну новость для сайта. Инфоповоды и темы для публикаций мы обычно обсуждаем в Telegram-чате.

Перестала играть прежнюю роль специализация журналистов. Мы по-прежнему пишем о том, что интересно каждому из нас, и распределение контентных задач на ежемесячном редакционном собрании происходит в том числе с учетом этого условия. Но мы изначально решили растить универсальных журналистов, способных написать на любую из охватываемых нами тем и подготовить любой контент — не только текстовый, но и аудиовизуальный. Это значит, что при уходе в отпуск одного из коллег другой может перехватить его задачи практически без ущерба для качества контента.

Большим испытанием для нас стал запуск видеопродакшена. Канал «Телеспутника» на YouTube сравнительно молодой и в начале своей жизни пополнялся контентом нерегулярно. Поначалу мы публиковали на нем видеозаписи с важных мероприятий, практически не используя монтажа и цветокоррекции, загружали аудиозаписи. Но необходимость полноценной самостоятельной съемки и подготовки видеоконтента была очевидной. Все началось с энтузиазма отдельных сотрудников. Сначала один из нас приобрел видеоредактор и стал осваивать видеомонтаж. Потом это сделал второй. И дело сдвинулось с мертвой точки. Была приобретена корпоративная лицензия, и теперь видеоредактор установлен на компьютере каждого журналиста. Съемкой и подготовкой видеоконтента отныне занимается вся редакция и даже некоторые внештатные сотрудники — разумеется, за гонорар. Чтобы повысить качество, мы приобрели диктофоны, способные записывать звук в несжатом формате и с возможностью подключения петлички, несколько камер, а также набор для студийной съемки. Мы пробуем разные форматы — интервью с экспертами, блоги, дайджесты, обзоры девайсов, репортажи. Конечно, слово «видеопродакшен» в нашем случае звучит слишком громко, ведь в этом деле мы не более чем любители и это все же не основной наш продукт. Но опыт показал, что эффект от вложенных усилий есть — мы научились регулярно производить и монетизировать видеоконтент. С видеоформатом напрямую связано такое направление, как обзоры девайсов. Начав регулярную публикацию текстовых обзоров, мы затем перешли к видеотестам. Такой контент очень востребован на YouTube и дал нашему каналу определенный буст. Но мы все еще находимся в поисках, пробуем оптимальный для себя и наших подписчиков формат.

DSC08229.jpg

Современную медиакомпанию сложно представить без такого продукта, как деловые мероприятия. За последние несколько лет «Телеспутник» как выступил соорганизатором ряда конференций и круглых столов, так и сам провел несколько значимых для телеком-отрасли мероприятий. Среди наших продуктов: конференции Content & Technologies for digital TV & Video in Russia (Contech), TeleMultiMedia Forum, SpaceCom Digital Russia, Telesputnik Awards и т. д. Редакция генерирует идеи и темы для конференций, а журналисты регулярно выступают модераторами. Такие мероприятия дают возможность пообщаться с экспертами рынка, подготовить эксклюзивный контент.

Но трансформация не прошла безболезненно. У нас есть несколько сотрудников, которые трудятся здесь с самого основания компании. Другие ветераны решили реализовать себя вне «Телеспутника». Их вклад в общее дело оказался значительным, но этого было все же недостаточно для новых задач. Сейчас команда сформирована из наиболее заинтересованных и способных людей.

В начале 2020 года «Телеспутник» объединился в медиагруппу с другим успешным и активно развивающимся проектом — TelecomDaily — для развития совместного конференционного бизнеса TMT Conferences, а также использования новых возможностей, которые открывает синергия ведущих отраслевых медиаплощадок. За два квартала совместной работы компании добились хороших результатов, подтверждающих правильность выбранной стратегии. По итогам первого полугодия рост выручки конференционных проектов медиагруппы составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом TelecomDaily укрепил свою позицию как одна из самых влиятельных и цитируемых медиаплощадок в области ИТ и телекома, что подтверждается отчетом компании «Медиалогия» по итогам 2 квартала 2020 года. В свою очередь, «Телеспутник», созданный когда-то как проводник в мир спутникового ТВ, также вошел в топ-20 самых цитируемых СМИ об ИТ и телекоме. Кроме того, в год своего 25-летия «Телеспутник» значительно расширил тематику выпускаемых медиапродуктов: теперь она охватывает не только отрасли цифрового телевидения на стыке бизнеса и технологий, но и медиапотребление, телекоммуникации, информационные технологии, а также цифровую экономику и трансформацию государства и бизнеса.

Статистика посещаемости наших ресурсов показывает, что эти изменения привели к повышению аудиторных показателей, за которым последует и рост монетизации. Как бизнес-проект мы по-прежнему стремимся быть финансово эффективными, а как медиаплощадка — максимально востребованными аудиторией и рекламодателями. За перечисленными достижениями точно последуют другие.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий