img27 сентября 2024 в 10:30

Алексей Гойло (GS Labs): «Мы вышли за пределы телеком-рынка»

О рынке систем условного доступа (CAS) и управления цифровыми правами (DRM), а также преимуществах перехода на отечественные решения для защиты контента в интервью «Телеспутнику» рассказал директор департамента продаж и маркетинга компании GS Labs Алексей Гойло.

О рынке систем условного доступа (CAS) и управления цифровыми правами (DRM), а также преимуществах перехода на отечественные решения для защиты контента в интервью «Телеспутнику» рассказал директор департамента продаж и маркетинга компании GS Labs Алексей Гойло.

В отрасли обсуждается вопрос перевода средств защиты контента вещателей на отечественный софт. Соответствующий законопроект предложила группа депутатов Госдумы. Недавно правительство дало отзыв на него. На ваш взгляд, в чем его актуальность и польза для отрасли платного ТВ?

У систем CAS и DRM есть два основных предназначения. Первое — монетизация бизнеса. По этой причине это главный продукт для операторов платного телевидения. Второе — защита авторских прав. Переводить на российское нужно все программное обеспечение, и шифрование — не исключение.

Почему шифрование является ключевым и почему у рынка такое отторжение при переходе на данный продукт, причем неважно, российский он или нет? Это сложное программное обеспечение, и если оператор решает применять простую систему защиты контента, то спустя время он приходит к осознанию того, что не может развиваться. Либо оператор задействует более сложную, премиальную систему, и вместе с нею планомерно развивается, запуская новые сервисы и функции для своих абонентов.

Решение о применении такой системы является стратегическим и должно приниматься на уровне владельцев компаний. Потому что компания фактически определяет свою стратегию развития на много лет вперед. И переход на российское программное обеспечение должен происходить хотя бы по той причине, что инвестиции в этом случае получат отечественные разработчики, а не зарубежные, как это происходило много лет подряд на рынке платного ТВ. Возможно именно по этой причине некоторые отечественные решения отстают от рынка, потому что не получают отдачи. Операторы продолжают использовать зарубежные продукты, инвестируя в них. Если же вкладывать в наших разработчиков, то мы получим отличные продукты.

Может ли сопротивление со стороны вещателей быть связано с финансовыми затратами и организационными сложностями, которые потребуются на перевод с зарубежных решений на отечественные, а не с тем, что они не согласны, что это в принципе нужно делать?

Это неправда. Запуск второй системы CAS или DRM не требует больших инвестиций, особенно по сравнению с теми средствами, которые операторы уже вложили в зарубежные решения. Более того, если посмотреть мировую практику, многие операторы имеют на своих сетях несколько систем CAS или DRM именно для того, чтобы внутри создавать конкурентную базу поставщиков этих решений и приемного оборудования.

Может быть и другая ситуация — когда, например, оператор не договорился с разработчиком системы защиты контента о продлении контракта, и тогда спокойно переходит на другую систему. При этом прежняя система продолжает функционировать по мере того, как парк приемников постепенно уходит из оборота, а новый парк развивается. Эта технология называется Simulcrypt (симулкрипт – различные системы условного доступа, но один алгоритм шифрования, — прим. ред.), если мы говорим про DVB-вещание. В случае же с OTT-вещанием смена системы защиты контента подразумевает смену приложений, а это даже более простой процесс.

Из-за известных событий за последние несколько лет российские пользователи легко поменяли банковские приложения — одно убрали, другое поставили. Население к этому привыкло. То же самое происходит и в ситуации, если мы меняем систему DRM для OTT-вещания. По моим наблюдениям, в этом вопросе больше всего сопротивляются технические специалисты. Их можно понять: на протяжении многих лет они настраивали одну систему, делали все для того, чтобы она идеально работала, чтобы не было прерываний в вещании, и тут в какой-то момент им говорят, что нужно делать все заново. Естественно, они будут сопротивляться. Других причин нет.

Я достоверно знаю, что крупные операторы до сих пор задействуют несколько систем условного доступа и тем не менее не хотят российские решения. Могу привести свежие примеры, когда маленький оператор платного ТВ запустил наше решение параллельно с зарубежным — от вендора, который ушел из РФ. Для небольших компаний не требовались серьезные инвестиции, да их почти и не было — оператор приостановил развитие одной абонентской базы и начал развитие другой — уже на новой системе условного доступа. Оператор региональный, небольшой, но теме не менее смог себе это позволить, осознавая, что у него не будет никакого развития, если продолжать эксплуатировать зарубежную систему. Наверное, потому, что владелец компании вовлечен в телеком-бизнес, и именно он принимал решение о дальнейшем развитии.

Каким вы видите перспективу госрегулирования в этой области?

Подобные процедуры по переходу на отечественные софт должны происходить без какого-либо давления. Остановить бизнес оператора платного ТВ легко — достаточно выключить систему условного доступа, и тогда он превратится в поставщика бесплатного телевидения. То есть он сможет вещать только первый и второй мультиплексы, и у него не останется никаких механизмов для монетизации телевидения. Если эта перспектива устраивает оператора, то он может тянуть до последнего, не опасаясь каких-либо регуляторных изменений. Но я считаю, что лучше договариваться.  

Те, кто решается сменить программное обеспечение на отечественное, понимает, что всему иностранному рано или поздно придет конец, и все костыли, и прокладки, которые сейчас используются для продления лицензий, тоже закроются.

В отрасли активно обсуждается тема использования искусственного интеллекта. Вы его применяете в своих разработках?

Это не наша тема, хотя в принципе она интересная. Если появится заказ на разработки с использованием ИИ, то мы за это готовы взяться. Но просто так инвестировать, чтобы исследовать или разрабатывать какой-то продукт — нет.

Рассматриваете ли вы экспансию на рынки дружественных стран?

Мы активно работаем в этом направлении не первый год. У нас есть контрагенты не только в России, но и в соседних странах. Есть партнеры в странах Азии, в Белоруссии. Сейчас активно ведем переговоры с компаниями из других стран, в том числе из Латинской Америки. Как я сказал раньше, российский рынок платного ТВ достиг предела роста, а продукт нужно развивать, и в этом смысле я вижу для него потенциал именно на зарубежных рынках.

В каких решениях заинтересованы зарубежные заказчики?

Точно в таких же, как и в России, ведь там тоже есть операторы платного телевидения. В первую очередь это защита контента, во вторую — приемное оборудование и приложения для популярных устройств.


Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий