У «ЧЕ!» есть два основных направления: реалити-расследования или экшен-реалити, а также легкий развлекательный контент. Жанр расследований представлен на нашем канале наиболее концентрированно и интерес к нему, безусловно, высок. Так, премьерные сезоны проектов собственного производства в 2022 году показали долю более чем на 20% выше средней на канале. «Охотники» показали рост на 21%, «Решала» — на 30%, «Заступницы» — на 43%, «Опасные связи» — на 85%, несмотря на то, что выходили в прайм-тайм, когда конкуренция наиболее высока. К тому же на тот момент на ТВ доминировала новостная повестка.
Оригинальные проекты идут на «ЧЕ!» в прайм-тайм 2 часа ежедневно по будням. Так было в прошлом году и останется в этом. По данным Mediascope, линейка реалити в прошлом году на 23% превысила среднегодовой показатель доли аудитории в прайм-тайм. Тогда как в 2021 году разница составляла всего 17%. Как видите, интерес аудитории к такому контенту высок. Статистика говорит сама за себя.
В осеннем сезоне стартует проект «Притворщики». Это уже больше, чем реалити — это сериалити: проект о людях, выдающих себя за тех, кем они на самом деле не являются. Ведущим проекта станет Влад Чижов — человек, который успешно ведет на канале наш главный проект «Решала». Зрители все чаще стали обращаться к нему по личным вопросам. Если в «Решале» он расследует случаи мошенничества по всем направлениям, то здесь центром истории станут отношения с близкими. Например, как жить дальше, если узнаешь, что муж живет на две семьи? Что делать, если близкий друг обманывает? Как уйти от партнера, который после свадьбы превратился в настоящего монстра? Иными словами, когда появляются сомнения, приходит Влад и помогает героям узнать правду: лицемер перед ними или хороший человек, попавший в беду.
Еще один проект в линейке расследований — «Антимагия». Зрители узнают, как псевдомаги манипулируют людьми, на чем строят свои аферы и как защититься от их влияния. Мы решили, что фокус на мошенничестве, связанный с лжецелителями и лжепрорицателями заслуживает отдельного проекта. Мы уже сняли пилот, а сам запуск планируем на осень. В рамках расследования ведущий вместе с командой агентов будет проверять все известные магические услуги: гадание на картах, привороты, альтернативное лечение, астрологические консультации. Там даже квантовые психологи, говорят, попадаются. В финале каждого выпуска команда проекта дает экспертную оценку: действительно ли у человека есть сверхспособности или все это обычные трюки.
Мы готовим новый развлекательный проект — «Комменты». Это юмористическое шоу в жанре викторины с комиками и звездами в главных ролях. Ведущим проекта станет Арсений Агапов — участник высшей лиги КВН и автор «КВН Продакшн». Он выяснит, кто из звезд российского шоу-бизнеса обладает отменной самоиронией и лучше всех знает тренды интернета. В пилоте участвуют актриса и певица Анна Семенович, комик и звезда сериала «Реальные пацаны» Игорь Ознобихин, юморист и шоумен Роман Постовалов, актриса и телеведущая Юлия Михалкова. В центре сюжета — реальные комментарии людей в социальных сетях, на форумах, сайтах и маркетплейсах. По ним звездным участникам придется угадывать селебрити, фильмы и товары. У команд есть пять раундов, чтобы напрячь воображение, правильно ответить на вопросы и собрать наибольшее количество очков.
Также летом планируется к запуску проект «Клуб обаятельных животных». Создатели «+100500» и «iТопчик» собрали в одном шоу лучшие ролики с животными со всего света. Зрители увидят видео, набирающие миллионы просмотров в Сети, с забавными котиками, собачками, птичками, грызунами и рыбками. Подглядывать за жизнью зверушек будет очаровательная ведущая — Дарья Блохина. Она профессиональная актриса дубляжа, а еще умеет очень правдоподобно имитировать голоса животных: чирикать как птичка, пищать как мультяшный бурундучок и рычать как грозный лев. Это абсолютно развлекательная, легкая и милая программа выходного дня для совместного просмотра. Мы надеемся, что ее будут смотреть всей семьей.
Мы создаем большое количество собственных, уникальных проектов, права на форматы и готовые версии принадлежат нам. Сейчас мы активно развиваем дистрибуцию, в том числе и в зарубежные страны, и не только готовых программ. Например, формат нашего проекта «Решала» продан в Польшу. Это сложно, но нам удается.
Никто не может предвидеть события, которые происходят в мире, но мы изначально выбрали очень удачную контентную политику. В нужный момент это очень помогло. Дело в том, что фундаментом эфирной сетки «ЧЕ!» являются программы собственного производства. Мы начали создавать вселенную собственных героев еще задолго до напряженности в мире, поэтому в сетке вещания было не так много закупного контента. Количество собственных проектов телеканала «ЧЕ!» составляет примерно 80%. Это позволило нам значительно снизить зависимость от зарубежного контента.
Как и другие каналы мы осваиваем новые рынки. На данный момент собрали слот кино, который называется «Азиатский экшн». В него были отобраны фильмы из Китая, Индии и Южной Кореи с захватывающими спецэффектами. Зрителей ждет ряд азиатских хитов. Например, обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса» индийский фильм «RRR: Рядом ревет революция», а также премьеры китайских фильмов «Небесный огонь» и «Из Вегаса в Макао». Это абсолютная квинтэссенция зрелищности и экшена. Также мы закупаем историческое кино с эпичными батальными сценами и большим количеством спецэффектов. Надеемся, что это понравится зрителям «ЧЕ!».
За 2021–2022 годы телеканалу «ЧЕ!» удалось удержать средний возраст зрителя на уровне 46 лет, несмотря на увеличение среднего возраста зрителя всего ТВ в целом. Сейчас он составляет 53 года. То есть здесь мы показываем обратный тренд.
Молодой зритель нас любит: ядро аудитории по-прежнему остается в возрасте 25–34 лет, и это идеальный баланс. Каждый год мы проводим имиджевое исследование, в котором зрители подсказывают нам, какие атрибуты усиливаются, что они замечают на канале, как его оценивают. В исследовании прошлого года зрители отметили, что «ЧЕ!» можно смотреть как в одиночестве, так и с друзьями. У нас увеличилась доля совместного просмотра. Наверное, года три назад мы еще были каналом, который подходил больше для одиночного просмотра. Теперь телеканал «ЧЕ!» смотрят парами и с друзьями.
Телеканал смотрят во всех средах, но основным каналом потребления, конечно, остается телевизор, на втором месте идет YouTube, на третьем — официальный сайт. От YouTube мы получили две «золотые кнопки», количество подписчиков на платформе растет и уже превысило 2,9 млн. В этом году, по подсчетам Mediascope, телеканал стали активнее смотреть зрители городов-миллионников. И нас по-прежнему любят и смотрят в населенных пунктах, где проживает меньше 100 000 человек.
Мы стараемся делать свой контент универсальным. Несмотря на то, что по характеру он более мужской, его смотрят и женщины. Конечно, у нас на канале нет лирических мелодрам — мы используем более динамичный контент с острым сюжетом. За последнее время доля женщин выросла, чему способствовал успешный показ реалити собственного производства: «Решала», «Охотники», «Заступницы», «Опасные связи». И если в 2019 году у нас был 41% женской аудитории, то в 2022 году — уже 48%.
Да, мы считаем это большим достижением. Женщины более традиционны в своих предпочтениях и более усидчивы, чем мужчины. Они менее импульсивны в выборе канала и телеконтента. Привлечь новую аудиторию на канал, не входящий в мультиплекс, весьма непростая задача.
Добавлю, что женская аудитория очень привлекательна для рекламодателей. А у «ЧЕ!» она еще и молодая, активная, платежеспособная. Именно за качество аудитории и ценят нас рекламодатели. Это позволяет нам удерживать цену в нужных рамках.
У нас есть спонсорские интеграции и прямая реклама. Что мы делаем для этого? Во-первых, создаем сильный бренд. Во-вторых, предлагаем рекламодателям качественную аудиторию. У канала четкое позиционирование и притягательный имидж. Наш слоган «”ЧЕ!” — ярче!» хорошо знаком зрителям и вызывает положительные эмоции. Исследования показывают, что 84 % зрителей узнают бренд канала. В наших маркетинговых и PR-активностях, естественно, участвуют лица телеканала. Зрители доверительно относятся к тому, что говорят наши ведущие в остросюжетных реалити: полезные советы, конкретные истории, юридические аспекты. Все это способствует тому, что прямая реклама хорошо продается и спонсорские интеграции получаются максимально живыми и нативными.
Конечно, в 2022 году большое количество рекламодателей ушло с рынка, это затронуло в том числе и нас. Так, около 25 % объема рекламы в 2021-м приходилось на ушедших рекламодателей. Однако сейчас мы отмечаем положительную динамику размещения таких категорий, как финансы, ретейл, телеком. Эти категории на «ЧЕ!» размещались более активно, чем в среднем по рынку. Также мы наблюдаем рост количества новых рекламодателей в 2022 году. Это отечественные компании, а также компании из дружественных сопредельных стран.
Поскольку мы создаем большое количество собственных, уникальных проектов, права на форматы и готовые версии принадлежат нам. Сейчас мы активно развиваем дистрибуцию, в том числе и в зарубежные страны, и не только готовых программ. Контент «ЧЕ!» транслируется не только на территории РФ, но и за рубежом. Например, формат нашего проекта «Решала» продан в Польшу. Это сложно, но нам удается. Я думаю, что у нас еще будут успехи в этом направлении.
Мы канал с диджитальным контентом и представлены во всех социальных сетях, а также доступны для просмотра во всех ведущих онлайн-кинотеатрах. При этом ядро нашей аудитории в диджитал и в эфире совпадает — это молодые платежеспособные зрители 25–35 лет. Немаловажно и то, что они тратят деньги, которые зарабатывают сами.
На ОТТ-платформах нас смотрит около 500 тысяч уникальных зрителей в месяц. С января 2022 года аудитория YouTube-канала выросла на 15% и приближается к 3 миллионам подписчиков. TikTok показал колоссальный рост на 145%, и аудитория составляет 1,6 млн. Аудитория в соцсети «ВКонтакте» увеличилась на 11% и составляет 523 тыс. подписчиков, в «Одноклассниках» — на 9%, до 176 тыс. подписчиков, в «Дзене» — на 55%, до 15 тыс. подписчиков.
Если говорить о показателях сайта, то по «Яндекс.Метрике» у нас 2,25 миллиона уникальных посетителей, а среднее время, проведенное на сайте, составляет 23 минуты. За весь прошлый год, по данным статистики сайта и счетчика YouTube, на проекты собственного производства пришлось 216 млн просмотров.
Также мы создаем диджитал-спецпроекты, где используем разные механики: вирусные ролики, фокусное продвижение. Это проекты, которые «заряжают» не только эфир, но и диджитал со всех сторон.