Все приборы, работающие от электричества, содержат печатную плату. Именно она является основой электроники, а не микросхема и полупроводники, как многие ошибочно считают. Потому что если нет печатной платы, то припаять микросхему попросту некуда. Соответственно, чем выше требования к радиоэлектронному устройству, чем сложнее устройство микросхем, тем сложнее печатные платы.
Советский Союз внедрил первые разработки на печатных платах в 1953 году. Со временем в стране было налажено полноценное производство радиоэлектронных устройств в целом и печатных плат в частности. Их разработкой занимались многие научно-технические институты и конструкторские бюро. После распада Советского Союза производство оказалось под угрозой. Предприятия начали закрываться или закупать более доступные и дешевые печатные платы из Азии.
Сегодня на рынке контрактных производств осталось всего 35 предприятий, а компаний, которые занимаются продажей китайских плат, гораздо больше. Еще порядка 150 предприятий — это сохранившиеся цеха при больших заводах, которые продолжают выпускать печатные платы только для собственных нужд и в ограниченном количестве. В итоге лишь десять передовых компаний модернизируют производство и повышают свои профессиональные компетенции.
Тенденция сокращения предприятий и производств сохраняется. Если еще в 2000 годы действовало порядка 2,5 тысяч предприятий, то сейчас их осталось менее двухсот. Многие предприятия выжили только за счет государственного оборонного заказа: потребность независимости в военной технике помогла печатной плате остаться на плаву.
Во-первых, из-за отсутствия гарантий со стороны государства. Как я уже говорил, государственный оборонный заказ – это то, что позволяет отрасли сегодня существовать. Запрос на производство большого количества печатных плат для рынка B2B сформировался после ухода с российского рынка западных игроков. Но мы не можем спрогнозировать, когда этот рынок будет насыщен. Для увеличения мощностей производители, инвесторы, должны вложить в отрасль десятки миллиардов рублей. Но никто не будет этого делать без гарантии длительного спроса, ведь ситуация меняется очень быстро. Эту гарантию и должно обеспечить государство.
Во-вторых, отсутствие современных стандартов тормозит развитие отрасли. Как производственники мы неоднократно подчеркивали, что стандарты, которые формировались в нашей стране двадцать лет назад, по сути, были международными стандартами, переведенными на русский язык, и они в корне не соответствуют потребностям производителей современной техники. По этой причине документация на военную технику, в которой есть печатная плата, должна соответствовать ГОСТу 1979 года. Так что наша отрасль сохранилась во многом благодаря военной технике, а индустрия печатных плат держится на базисе 1979 года.
В-третьих, назрел кадровый вопрос. Сейчас инженеров-технологов в области производства печатных плат не готовят. Если не ошибаюсь, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана выпустил последнюю группу студентов по этой специальности в 2010 году. Необходимо возобновить это направление подготовки ценных и узких специалистов.
На недавнем совещании генеральный директор АНО «Консорциум “Телекоммуникационные технологии”» Гульнара Хасьянова удачно подметила, что пока открыт неограниченный экспорт из Азии, предметы экспорта в России производиться не будут. Почему азиатским производителям выгоден экспорт? Потому что, например, в Китае государство его стимулирует. Любой производитель предмета экспорта получает доплату от государства. То есть китайским предприятиям государство возвращает 20 % затрат за поставки печатных плат в Россию.
Кроме этого, в Азии энергоресурсы для производителей значительно дешевле или вовсе бесплатны. Условия для производства там значительно упрощены. У нас очень дорогие энергоресурсы — электричество, вода, газ — а производство печатных плат требует их в больших объемах. Было бы здорово, если бы на уровне государства мы переняли этот международный опыт, например, льготы на энергоресурсы и доплаты от государства.
То, что государственные программы не расписаны на несколько лет вперед, также сказывается негативно на отрасли. Производство печатных плат чрезвычайно наукоемкое, а новое предприятие невозможно построить за один год. На запуск производства печатных плат требуется два–четыре года, в зависимости от задач. Окупаемость проекта — те же два-четыре года. Таким образом, производителям необходима, как минимум, пятилетняя государственная программа развития и поддержки отрасли, чтобы иметь хоть какую-то гарантию устойчивости.
Инициативы регулятора в отношении индустрии печатных плат недостаточны и не могут полноценно разрешить указанные мною проблемы. Правительство приняло постановление № 719 в целях стимулирования деятельности в сфере промышленности, установления условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Но остался вопрос в оценке баллов российского происхождения, которые заложены в любом изделии. Простимулировать спрос может изменение постановления правительства в сторону увеличения баллов за печатные платы.
На сегодняшний день количество баллов, начисляемых за применение печатных плат, меньше, чем за ряд других ЭКБ и технологических операций. Хотя по сложности и технологичности (особенно это касается печатных плат высокого класса точности) не уступают им.
Нам подошли бы и сквозные проекты (комплекс мероприятий, направленных на создание полной цепочки производства электронной продукции: от материалов до конечных сервисов), в рамках которых наши головные заказчики получали бы субсидию на то, чтобы компенсировать разницу в цене между импортной и отечественной продукцией. Тогда бы у нас появились заказы, за счет чего мы смогли бы расширять производственные мощности и увеличивать возможности изготовления плат в России. Конечно, первое время будет дорого, потому что все инвестиции в новое оборудование отразятся на себестоимости. Но со временем за счет масштабирования расходы будут компенсироваться, а производственные комплексы — выходить на новый уровень. И сегодняшние инструменты регулятора — бальная система, сквозные проекты — заработают, и это будет замечательно с точки зрения увеличения производственных мощностей. Придут инвесторы, появятся перспективы развития отрасли.
При этом мало производить отечественный продукт. Необходимо обеспечить контроль над тем, чтобы государственные заказчики соблюдали квоты и иные нормы действующего законодательства о закупках, что обеспечит равную, а не формальную локализацию электроники в России.
Мы должны как можно быстрее донести до государства все эти проблемы и предложить свои решения, чем сейчас активно занимаемся и надеемся быть услышанными.