img22 августа 2024 в 12:22

Экспансия восточного дракона. Чем ответит русский медведь?

На российском рынке телекома и ИТ активно растет китайское присутствие. Компании из Поднебесной чувствуют себя комфортно на русской земле и активно генерируют капитал. Тем временем увеличивается спрос на специалистов со знанием китайского языка. Как обстоят дела с экспансией восточного дракона на отечественном рынке телекома и не пора ли переходить на иероглифы — выяснял редактор «Телеспутника».

На российском рынке телекома и ИТ активно растет китайское присутствие. Компании из Поднебесной чувствуют себя комфортно на русской земле и активно генерируют капитал. Тем временем увеличивается спрос на специалистов со знанием китайского языка. Как обстоят дела с экспансией восточного дракона на отечественном рынке телекома и не пора ли переходить на иероглифы — выяснял редактор «Телеспутника».

Российско-китайское сближение в телекоме ощутимо и, как говорится, подкрепляется рублем. Но не все так однозначно. В прошлом году один из крупнейших китайских операторов связи China Telecom заявил, что планирует расширить свое присутствие на российском рынке. Компания искала топ-менеджера.

China Telecom работает в России давно и имеет офис в Москве, а также структурное подразделение во Владивостоке. Примечательно, что за прошлый год выручка компании выросла на 189 %, составив 2,2 млрд рублей. При этом официальная численность работников в организации — всего 16 человек, согласно данным «Контур.Фокус».

Если в Китае China Telecom крупный игрок, в том числе на массовом рынке, то в РФ компания работает в сегменте B2O (Business To Operator), корпоративном и государственном секторе, представляя местным операторам связи услуги трансграничной передачи трафика.

Кстати, в этом году компания также задумалась о расширении своего штата. Этим летом China Telecom искала бизнес-менеджера в свой московский офис. Среди требований: знание китайского языка, телекоммуникационной отрасли, образование в сфере маркетинга.

Желание China Telecom расширить свой бизнес, видимо, не останавливается только на России. Согласно данным из открытых источников, компания давно работает в Белоруссии. Там китайский оператор также предоставляет услуги в области беспроводной связи и располагается в знаменитом индустриальном парке «Великий камень» под Минском.

Еще один китайский оператор, показавший в прошлом году солидные результаты по выручке в России, — China Mobile International Russia. Офис компании находится в Москве на Краснопресненской набережной. Официально в 2023 году оператор заработал 355 млн рублей, что на 93 % больше, чем годом ранее. При этом официально численность сотрудников China Mobile Russia составляет всего 24 человека, судя по базе «Контур.Фокус».

img

Компания предоставляет услуги в области связи на базе проводных технологий. Еще в 2018 году, открывая свой офис в Москве, представители China Mobile International Russia заявляли о желании сконцентрироваться на развитии мобильной связи для предприятий и телекоммуникационных решений, а также работать в сфере B2C (то есть с физлицами).

China Mobile International Russia — один из крупнейших мобильных операторов Китая. По сути он предоставляет такие же услуги, как любой оператор из так называемой большой четверки в РФ. Однако возможно ли у нас в стране приобрести симку первого — неизвестно. Судя по информации в Сети, чаще всего китайскими номерами интересуются владельцы китайских авто для создания мастер-аккаунта.

Третий крупнейший китайский телеком-оператор, присутствующий в России, это China Unicom Rus Operations. Как и другие пекинские коллеги, компания заметно подросла. По итогам 2023 года ее выручка составила 2,9 млрд рублей, что на 64,1 % больше, чем годом ранее. С другими компаниями ее роднит и небольшое количество сотрудников в местном представительстве: в московском офисе China Unicom Rus Operations официально работает всего 10 человек.

У компании также есть планы по расширению. Об этом свидетельствует открытая вакансия на сервисе HeadHunter. Китайский телеком-оператор ищет руководителя проектов на зарплату от 200 до 280 тысяч рублей. Из требований: опыт работы в телеком-индустрии в качестве инженера, знания работы телекоммуникационных сетей, обязательный английский на продвинутом уровне (знание китайского приветствуется).

Запрос на китайский и отказ от западного софта

Согласно отечественным платформам для поиска работы HeadHunter и «Авито Работа», российские ИТ-компании стали чаще искать программистов и разработчиков со знанием китайского и корейского языков. Количество вакансий с таким критерием выросло до 65 %.

По мнению экспертов, опрошенных «Коммерсантом», такой спрос может быть связан с переходом на китайское оборудование для производства электроники. Кроме того, отечественные компании сами активно переходят на китайское «железо».

img

В интервью вышеназванному изданию глава Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич заявил, что сегодня экономически выгоднее покупать в Китае готовую продукцию и адаптировать ее под требования российских заказчиков. Для этой работы бизнес из РФ активно создает в Поднебесной юрлица и нанимают людей, способных перевести с китайского на русский. В прямом смысле.

О развитии отношений с Пекином говорят и крупные игроки на рынке телекома. Например, в мае «Ростелеком» и китайская международная инвестиционная компания «Хуамин» заявили, что планируют совместно развивать проекты в области информационно-коммуникационных технологий. Что это будут за проекты или продукты в корпорациях, не уточнили. Однако предположим, что это может быть либо импортозамещение, либо же развитие искусственного интеллекта. Два этих тренда преобладают на китайском рынке. Кстати, отказ от американского софта в угоду своим разработкам в Поднебесной начался еще в 2021 году.

Зайдем на «чайна»?

Российские технологические компании тоже не отстают от своих китайских коллег и активно осваивают восточные рынки. Например, «Яндекс» в начале 2024 года начал искать в Китае специалистов по беспилотным автомобилям.

Технологии для автономной перевозки людей и товаров «Яндекс» разрабатывает еще с 2017 года. Нынешние модели были выпущены в 2020 году в сотрудничестве с южнокорейской компанией Hyundai. Однако теперь россияне хотят разработать какое-то универсальное решение, которое можно использовать на базе различных автомобилей, пишет «Коммерсант». Для разработки электронного блока управления компания обратилась в одно из независимых китайских дизайн-бюро и ищет профильного специалиста в городе Сучжоу. 

img

У соцсети «ВКонтакте» сотрудничество с Поднебесной не столь плодотворно. Например, с 2016 по 2018 год российская социальная сеть и вовсе была заблокирована в КНР. А в 2022-м стало известно, что «ВКонтакте» хочет продать треть своего бизнеса в Китае.

Непонятны перспективы бизнеса в Поднебесной и «Сбера». Компания, основой которой является банк, в России является лидером в области финтеха. Однако открытие китайского филиала кредитно-финансовой организации было перенесено с 2023 года на 2024-й.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий