В пояснительной записке к документу говорится, что «владельцы аудиовизуальных сервисов будут обязаны соблюдать требования законодательства о недопустимости распространения фильмов без прокатного удостоверения». Кроме того, законопроект может наделить Минкультуры полномочиями по одностороннему внесению изменений в ранее выданное ПУ в случае изменения законодательства, которые сейчас могут быть внесены только по обращению правообладателя. Наличие в фильме материалов, «пропагандирующих отрицание или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности», согласно поправкам, станет основанием для отказа в выдаче разрешения, предлагают законодатели.
По информации базы данных законопроектов Госдумы, документ должен был быть включён в примерную программу весенней сессии, в описании значился март. В календаре рассмотрения вопросов на май он заявлен не был. Конечно, он может быть внесён в любой момент, но, если документ ляжет под сукно вся отрасль, от производителей до дистрибьюторов контента, вздохнёт с облегчением. И вот почему.
Прокатные удостоверения появились в начале 90-х годов и предназначались для борьбы с пиратским контентом. До начала нулевых практика их получения не требовала больших усилий и воспринималась рынком как некая бюрократическая формальность. Но спустя годы система ПУ трансформировалась в инструмент Минкультуры по запрету неугодных фильмов. По этой причине российские зрители не увидели фильмы-победителей престижных кинофестивалей. А дистрибьюторы стали вырезать спорные сцены уже на этапе дубляжа. Дальше — больше. Минкультуры стало сдвигать даты релизов, переносить премьеры. Весь механизм выдачи прокатных удостоверений оброс плесенью протекционизма. А в итоге, уже в наше время, превратился в инструмент тотального контроля, когда ведомство внося поправки к ранее выданному документу может использовать его как санкции. Это то, что лежит на поверхности, так сказать в официальной плоскости регулирования, за которой остаются закулисные договорённости и телефонные звонки, с просьбой поставить фильм под Новый год или подвинуть конкурентов. Все это становится широким полем для злоупотреблений.
Как бы там ни было, за 30 с лишним лет кинематографическая отрасль существует в диктуемых сверху условиях, время от времени противясь абсурдным инициативам, как, например, в 2017 году, когда размер пошлины за выдачу удостоверения хотели увеличить до 5 млн рублей. При всем несовершенстве, бюрократической составляющей и непрозрачности, схема с «прокатками» используется кинотеатрами, сказывается небольшое количество — за год выходит около 500 фильмов. Но она совершенно не подходит для онлайн-кинотеатров, которые имеют библиотеки в десятки тысяч тайтлов и в которых за год выходит несколько тысяч единиц контента. Разрешения просто не будут успевать выдавать, одно удостоверение может оформляться несколько недель.
И уж тем более эта система не подходит для видеоигр (а в декабре прошлого года звучала и такая инициатива). Потому что, может привести вообще к исчезновению с рынка большинства игр, учитывая концентрацию в них сцен насилия и исторических несоответствий. Кто следующий на получение пропуска к зрителю, читателю, слушателю? Музыкальные стриминги, платформы подкастов, электронные книжные библиотеки, социальные сети, видеохостинги? Есть только одна категория контентного бизнеса, которая точно будет рада подобным нововведениям — это пиратские ресурсы.
Зарегулировать можно всё, но лучше — отрегулировать. Цель любого законопроекта должна быть в создании условий для развития отрасли, а не её выживания, испытывая при этом перманентный страх перед принятием шокирующих норм. Сегодня сложившаяся практика применения ПУ привела к цензуре в кинематографе и нечестной конкуренции. Сейчас весь процесс производства контента и без того под огромным экономическим прессингом, стоимость его создания возросла в несколько раз, если к этому добавятся административные барьеры в виде прокатных удостоверений, это станет фактором деградации контента, торможения отрасли онлайн-кинотеатров и в конечном счёте приведёт к имиджевым потерям для государства. Ни о каком мировом уровне производства контента и его экспортном потенциале говорить не придётся, если отрасль задушат в мягких регуляторных объятиях. Любые инвестиции в производство фильмов и сериалов в сотни миллионов рублей могут оказаться под угрозой из-за непрозрачных критериев и требований и с риском отзыва или неполучения разрешения.
В кинематографической отрасли, среди аудиовизуальных сервисов и видеоигровой индустрии дураков нет, как и тех, кто намерено и постоянно проявляет неуважение к традиционным ценностям. Степень зрелости этих рынков может стать основанием для того, чтобы выстроить деятельность участников на принципах саморегулирования. Механизм получения ПУ можно и нужно совершенствовать, избавляя его от бюрократии, делая его прозрачным и универсальным. Он должен быть оцифрован и происходить по клику мышкой, а может и вовсе носить уведомительный характер. Цифровой характер распространения контента требует иных подходов, а прокатные удостоверения — это как ни крути, элемент аналогового мира ещё из советского прошлого. Не исключено, что вообще пришла пора подумать об альтернативной системе, в конце концов, мировая практика знает и другие примеры и подходы к регулированию контентной индустрии. Их можно обсуждать, с ними можно спорить и диалог этот должны вести представители контентной индустрии с Минкультуры и Минцифры.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.