Команда «Дзена» уже научилась разбираться с клибейтом, шок-контентом, оскорбительными публикациями. Фейки — следующий этап, объясняет директор по работе с партнерами «Яндекс.Дзена» Александр Соболь, цитируют «Ведомости». Анализ фейков изначально более сложен и обычные модераторы «Дзена» не всегда с ним могут справляться, поясняет он, поэтому «Яндекс» использовал сложившуюся международную практику и привлек внешних партнеров. Сервис рассчитывает пригласить к этой работе и другие СМИ, говорит Александр Соболь.
«Дзен» заплатит партнерам за каждую проверенную публикацию, суммы выплат платформа не раскрывает. Представители партнеров также отказались их назвать. Первый заместитель гендиректора «Интерфакса» Алексей Горшков лишь отметил, что в рамках всего бизнеса информагентства это ничтожная сумма, но редакции изначально интересен такой потенциально важный для медиа проект и такой партнер, как «Яндекс».
Каждый месяц «Дзен» будет передавать на проверку партнерам тысячи публикаций, предполагает представитель «Яндекса». Сейчас в «Дзене» ежедневно публикуется около 40 000 текстовых и видеоматериалов. На проверку партнерам будут отдавать материалы, быстро набирающие просмотры с потенциально вредной для общества и, возможно, недостоверной информацией — прежде всего это публикации на горячие политические темы. Не будут оцениваться личное мнение и личный опыт автора, а также художественный вымысел и сатира. Редакциям необходимо будет быстро реагировать на запросы «Дзена» — у команды платформы и СМИ будет 4–8 часов на изучение спорной публикации и возможное ее удаление. Поэтому при отборе партнеров «Яндекс» настаивал, чтобы СМИ выделило для программы специальных сотрудников, и проверял выполнение этого требования. По словам Алексея Горшкова, в «Интерфаксе» такой проверкой будет по совместительству заниматься редакция сайта. ТАСС еще до начала обсуждения партнерства с «Яндексом» начал разрабатывать собственную методологию проверки информации, чтобы в дальнейшем предложить эту услугу рынку, указывает представитель агентства, поэтому с начала 2020 года в редакции есть отдельный специалист по этой теме. The Bell специально для программы с «Яндексом» расширил редакцию и нанял нескольких дополнительных сотрудников, рассказала главный редактор Ирина Малкова.
Чтобы снизить потенциальные риски, каждую спорную публикацию будет проверять сразу несколько партнеров «Яндекса». И только если их вердикты совпадут, публикация будет удалена. «Некоторые другие платформы не удаляют явные фейки, а лишь ограничивают их распространение, нам это кажется половинчатым решением», говорит Александр Соболь. Если только один из партнеров сочтет публикацию фейком, а другие нет, то материал останется на платформе, но будет сопровождаться надписью о возможном наличии недостоверной информации. Если партнеры «Дзена» найдут ошибки в публикации, но сочтут, что они не делают весь материал фейком, то публикация останется доступной подписчикам и автор получит возможность исправить неточности, поясняет представитель «Яндекса». Но, как правило, недостоверная информация будет удаляться из «Дзена», добавил он.
Ранее Роспечать предложила внедрить дата-сервис для проверки достоверности новостей с использованием искусственного интеллекта.