Письмо с позицией интернет-отрасли по законопроекту было направлено в начале декабря АНО «Цифровая экономика» (в него входят «Сбер», «Яндекс» и VK) в адрес Минцифры, Минэкономразвития, комитета ГД по информполитике и управления президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.
В АНО «Цифровая экономика» подтвердили «Ведомостям» отправку данного письма. В Минэке сообщили, что они пока не получили его, а остальные структуры не ответили на запрос издания.
Горелкин считает, что механизм работы рекомендательных алгоритмов платформ в настоящее время является непрозрачным и непубличным. По его словам, большинство пользователей не осознают, что они — объекты манипуляций и продвижения определенных идей, а их лента формируется рекомендательным сервисом. Депутат отметил, что они не хотят запрета или контроля над рекомендательными сервисами по китайской модели, однако они хотят ответственного отношения бизнеса к применению алгоритмов и права гражданина отказаться от их использования.
Авторы письма АНО заявили, что принятие законопроекта в текущем виде несет существенные финансовые потери, а также может негативно повлиять на ценообразование услуг и привести к росту издержек рекламодателей и конечных потребителей.
В документе подчеркивается, что самые большие потери может испытать на себе электронная коммерция. Согласно экспериментам, которые провели одни из крупнейших отечественных маркетплейсов, временное отключение рекомендательных технологий приводит к потерям 4,6 % оборота платформы. Таким образом, только для крупных платформ и их поставщиков (исходя из прогнозного оборота прошлого года) потери составят порядка 20 млрд рублей, а для всей отрасли — больше 100 млрд рублей в год. Авторы указали, что в этой связи можно говорить о нарушении условий справедливой конкуренции между российскими и зарубежными цифровыми компаниями.
Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика», директор Института исследований интернета Карен Казарян объяснил, что регулирующее воздействие законопроекта ощутят на себе только отечественные компании, поскольку иностранные цифровые сервисы не станут исполнять введенные требования. Помимо этого, это отразится на качестве контента и на объективности обратной связи от пользователей, что приведет к падению качества предоставляемых сервисов, предупредил он.
В июне этого года Горелкин в кулуарах Петербургского международного экономического форума, говоря о рекомендательных алгоритмах, сообщил, что регулированию должна подвергнуться сама технология, а не конкретные виды сервисов.