От идеи к реализации
ООО «Первый влогерский» было основано всего около года назад. Это молодой, но амбициозный стартап, идея которого заключается в том, чтобы создать максимально интересное и близкое российскому (и не только) зрителю телевидение. Но как это сделать, учитывая, что на рынке уже существует множество телеканалов с контентом на любой вкус? Нужно было создать принципиально новый, отличающийся от всего концепт. И он появился.
Блогеры бьют все рекорды популярности. По данным отчета Digital 2021: The Russian Federation, подготовленного компаниями WeAreSocial и Hootsuite, в январе 2021 года российская аудитория видеохостинга YouTube составила 78,3 млн уникальных пользователей со средним временем просмотра почти 39 минут. Каналы топовых блогеров (или влогеров) имеют миллионы подписчиков. Согласитесь, далеко не каждый тематический телеканал может похвастаться такой аудиторией.
Если этот контент столь популярен, почему бы не попробовать перевести его в ТВ-формат? Такая мысль пришла в голову основателю и генеральному продюсеру «Первого влогерского» Денису Маймистову.
Денис Маймистов:
«Было очевидно, что появляются новые медиаформаты, которые на классическом линейном ТВ представлены недостаточно. Также очевидно, что есть люди, которым интересно самостоятельно выбирать видео на YouTube или в TikTok, а есть аудитория, которой новые форматы контента тоже интересны, но у нее нет времени на интенсивное взаимодействие с онлайн-платформой. Таким зрителям проще и удобнее потреблять контент в привычном линейном формате. Поэтому мы решили создать для них телеканалы на базе блогерского контента»От появления идеи до ее реализации прошло около 8 месяцев, в течение которых подбиралась команда единомышленников, велись поиски инвестора и проводились переговоры с поставщиками контента. В результате в апреле 2021 года на свет появились два новых телеканала: V1 Ego и V1 Fem.
Может показаться, что создание телеканалов на основе блогерского контента – это некая самоцель и основной смысл проекта. Но это не так. Все гораздо глубже, масштабнее и амбициознее.
Денис Маймистов:
«Мы стремимся стать Discovery нового времени с контентом, который будет максимально близок и понятен российским зрителям. Если сейчас включить телевизор, мы увидим очень много западного контента, который интересен, но далек от российских реалий. Например, американцы чинят американские автомобили, ездят по американским магазинам или рассказывают о неактуальных для нас проблемах. Это нетипичные для России обстоятельства, которые большинству зрителей сложно применить к себе. А мы пытаемся сделать такие же развлекательные каналы, но с близким для наших зрителей содержанием. Зритель должен представлять, что это может происходить в соседнем гараже или в соседней квартире и больше себя идентифицировать с героями канала».Идейный вдохновитель
Чтобы сформировать более полное представление о проекте «Первый влогерский» необходимо кратко рассказать о его создателе – Денисе Маймистове.
Он окончил физический факультет МГУ по специальности «Физика атомного ядра и частиц». Но будучи специалистом в детектировании нейтрино и имея несколько научных работ на эту тему, Денис все же выбрал для себя стезю бизнеса.
Он работал в различных телеком-операторах: МТС, «Вымпелкоме», «Триколоре», где отвечал за развитие бизнеса в части инноваций, но в какой-то момент пришло понимание, что он достаточно созрел, чтобы эти инновации реализовывать самостоятельно, в рамках собственного проекта. Тогда и родилась идея «Первого влогерского».
Денис Маймистов:
«Мне всегда была интересна тема медиапотребления. Кто-то любит рыбалку, кто-то прыжки с парашютом, а для меня лучший вид досуга – это просмотр видеоконтента. Поэтому меня и зажгла идея проекта, в котором я совмещу работу и свою страсть. Все, что я делаю в рамках проекта – это для меня не работа, а любимое увлечение, от которого я получаю исключительное удовольствие».Для него и для нее
«Первый влогерский» запустил два телеканала – V1 Ego и V1 Fem. Один в большей степени ориентирован на мужскую аудиторию, а другой – на женскую. Угадаете, какой из них кому адресован? Уверены, что это не составит проблемы.
V1 Ego – мужской канал с драйвовым характером, как его характерезуют сами создатели. Для него отобран топовый блогерский контент о единоборствах, ремонте и выборе автомобилей, компьютерных играх, тренировках, охоте, рыбалке, оружии, истории, путешествиях, тонкостям взаимоотношений с женщинами и всем том, что наверняка найдет своего зрителя среди мужской аудитории.
Заявленная целевая аудитория – мужчины в возрасте от 18 до 34 лет. Но мы же с вами понимаем, что это все условности.
Хотя на «Первом влогерском» нас уверяли, что для них все авторы контента – настоящие звезды и невозможно кого-то выделить, все-таки возьмем на себя такую смелость и отметим особо зацепившие нас проекты.
В ярком и зажигательном цикле «Охотники за автохламом» ребята из Челябинска открыли охоту за старыми машинами. Кажется, авто уже не подлежат восстановлению, но блогеры не унывают. С шутками и полезными советами они тщательно ремонтируют старье — и вот уже автомобиль как новый. «Тачка на прокачку» нервно курит в сторонке.
Алексей Фесько, «Охотники за автохламом»:
«В этом проекте мы копим на свою мечту Porsche Cayenne путем перепродажи автомобилей. Мы называем себя охотниками за автохламом, потому что занимаемся тем, что ходим по дворам, находим «убитые» машины, покупаем их, восстанавливаем и возвращаем к жизни. Так мы зарабатываем на мечту, а параллельно показываем зрителям, что при правильном подходе даже из самого разбитого автомобиля можно сделать «конфетку». Главное – задаться целью и найти правильную точку приложения своим рукам».А герои проекта «Арктика» отправились в путешествия по ледяной земле. Выживание в суровых условиях и экстремальные приключения сняты настолько вкусно и колоритно, что просто невозможно не переживать вместе с героями.
V1 Fem – канал для женщин. Авторы называют в качестве целевой возрастную категорию от 14 до 34 лет. Но, повторимся, это условность. Здесь все посвящено рассказам об актуальных модных трендах. В сетке вещания представлены видеоуроки топовых блогеров, посвященные женской красоте и созданию индивидуального стиля, а также музыка, танцы, психологические, кулинарные и туристические видео.
И на этом канале выделим особенно понравившиеся передачи.
Автор проекта Meet Anna – бортпроводница авиакомпании Emirates Анна Сергованцева – делится лайфхаками, хорошим настроением и впечатлениями от посещения разных стран. Особенно интересны рассказы о ее переезде в Дубай – переменах, которые он вызвал в жизни Анны, сложностях с адаптацией к новой культуре и просто забавных ситуациях.
Анна Сергованцева, Meet Anna:
«Я являюсь заядлым экспатом с 13-летним опытом – жила в Португалии, Чехии, Испании и ОАЭ. На протяжении всех этих лет работала в разных сферах деятельности, большую часть – таможенным брокером в Барселоне. Владею пятью языками. Последние два года работаю бортпроводницей в авиакомпании Emirates, параллельно занимаясь психологией. Я делюсь как своими историями, связанными с работой в одной из крупнейших авиакомпаний, так и опытом жизни гражданина мира, который может быть полезным и весьма вдохновляющим».Шопоголик и модный блогер из Петербурга Аня Драгина в своем проекте Anna Dryagina Shoping подбирает «луки» на все случаи жизни. А главное – дает советы, которые легко применить в реальной жизни. В неповторимой манере она подскажет, как собрать гардероб, как всегда выглядеть стильно и жить в кайф.
Всего на каждом канале выходит 750 премьерных часов в год и 28 часов премьерного контента в неделю. По выходным проходят марафоны с презентацией нового автора, которых за столь небольшое время набралось уже более сотни.
Денис Маймистов:
«Блогерский контент очень разнообразен. Чтобы создать из него гармоничный канал, приходится сотрудничать с очень большим количеством авторов. Мы миксуем длинные ролики и короткие видео. В результате получается социальная сеть на широком экране. У нас очень высокое среднесуточное время смотрения телеканалов – у мужского оно составляет 50 минут, а у женского – 40 минут. Могу с уверенностью сказать, что это залипательный контент».Тонкости продакшена
Важнейшую роль в реализации концепции блогерских телеканалов играет работа по отбору контента и налаживанию сотрудничества с его авторами.
В команде «Первого влогерского» собраны профессионалы, которые имеют опыт работы на различных телеканалах и понимают, какие темы интересны аудитории. Они анализируют рейтинги контента в YouTube, TikTok, Rutube и прочих площадках, на которых размещаются пользовательские видео. Очевидно, что авторы, на которых подписаны миллионы зрителей, производят массовый продукт, который может быть интересен и ТВ-аудитории. Также при отборе контента важны и другие критерии: актуальность, длительность выпуска, возможность скомпоновать их в один сериал, чтобы прослеживалась сюжетная линия.
С авторами, контент которых соответствует всем этим критериям, ведутся переговоры о сотрудничестве. С кем-то удается договорится без проблем, а кто-то принципиально не хочет, чтобы его контент попадал на телевидение и предпочитает оставаться в рамках онлайн-площадки.
Хотя «Первый влогерский» сотрудничает с авторами на коммерческой основе, финансовая составляющая не является решающей в переговорах. Будучи настоящими энтузиастами своего дела, блогеры видят в телекомпании родственную душу и искренне желание сделать что-то новое, по-настоящему интересное.
Денис Маймистов:
«Мы приходим к авторам и рассказываем, что хотим перевести российский контент нового формата в привычное массовое телесмотрение. Пытаемся их заразить этой идеей и находим таким образом сподвижников, которым интересно с нами сотрудничать и принимать участие в этом проекте».При этом телекомпания старается максимально снять нагрузку с авторов по адаптации контента под ТВ-формат и требования законодательства. Сотрудники департамента, занимающегося подготовкой видео, берут на себя всю работу по отсмотру контента и расстановке меток, где что-то нужно заблюрить, запикать, подрезать, переозвучить, перемонтировать. При этом проблем с блогерами не возникает, так как на уровне договоров прописывается, что компания берет на себя задачу по адаптации контента.
Также есть договоренность, что в видео сохраняются рекламные интеграции в виде продакт-плейсмента, если рекламируемые товары или услуги не противоречат российскому законодательству.
Это взаимовыгодное сотрудничество: телекомпания получает контент, а его авторы повышают охват аудитории и увеличивают привлекательность в глазах своих рекламодателей. При этом «Первый влогерский» пока не продает рекламу на своих телеканалах, но эта возможность появится после получения вещательной лицензии. А отчисления с этой рекламы будут получать и авторы контента.
Денис Маймистов:
«Наибольший шок я испытал, когда блогеры рассказали о своем уровне заработка. Если бы об этом услышали телевизионные продюсеры, у них бы волосы встали дыбом от зависти. Это очень большие деньги. Получается забавная ситуация, когда телекомпания приходит к блогеру, а он смотрит на нас даже с некоторым сочувствием. При этом вдвойне приятно, что нашими партнерами становятся люди, которые не стремятся на нас заработать, а которым идеологически интересно участвовать в проекте».Временные трудности
Заявленный формат телеканалов действительно инновационный и непривычный. Ведь существуют строгие требования, которые законодательство предъявляет к телевизионному контенту по чистоте русского языка, уровню звука, качеству картинки, возрастной маркировке и многим другим нюансам. И видеоматериалы с онлайн-платформ в том виде, как они есть, этим требованиям не соответствует.
Поэтому задача специалистов «Первого влогерского» заключается не только в том, чтобы находить интересный аудитории контент и компоновать его в удобный для линейного потребления поток, а еще и в том, чтобы адаптировать этот контент с учетом всех требований регулятора.
Денис Маймистов:
«Когда в Роскомнадзоре видят концепцию наших телеканалов, в которой указано, что это блогеский контент, появляется мысль, что мы взяли видео с YouTube и просто пытаемся пропихнуть его на телеэкран. Это вызывает объективные опасения. Мы доказываем, что этот контент прошел очень серьезную обработку, чтобы полностью соответствовать требованиям законодательства для вещания на массовую аудиторию».Оба телеканала представлены на платформе наземной доставки «Медиалогистика», с которой у «Первого влогерского» заключен договор на их эксклюзивное распространение. Таким образом уже сейчас зрители могут увидеть V1 Ego и V1 Fem на OTT-платформах «Триколора», «Акадо», «Мегафона» и в сервисе Kartina.TV.
Амбициозные планы
После решения задачи по организации массового вещания на российском рынке каналов V1 Ego и М1 Fem «Первый влогерский» планирует запустить еще ряд тематических каналов: детский, спортивный, про экстремальные приключения, про еду и другие нишевые проекты с топовым блогерским контентом. А дальше последует и покорение зарубежных рынков: Китая, Европы и Латинской Америки.