В «Ростелекоме» рассказали, что с конца 2020 года объем подписок на видеосервис Wink существенно не изменился. «В прошлом году мы в значительной степени ощутили дефицит контента. И надеемся, что тот контент, который мы закупили у больших студий, пополнится новинками, отложенными с 2020 года и начала 2021-го, и увидим бум потребления», — рассказала вице-президент по цифровому бизнесу B2C «Ростелекома» Диана Самошкина в ходе конференции «Телеком-2021».
Рынок во время локдауна
По оценке компании «ТМТ Консалтинг», по итогам 2020 года российский рынок онлайн-кинотеатров по суммарному показателю выручки вырос на 66%, до 27,8 млрд рублей, тогда как годом ранее этот показатель составил 46% (16,7 млрд рублей). Однако аналитики считают, что в 2021-м повторить рекорд предыдущего периода не удастся.Борьба за эксклюзивные проекты все больше напоминает гонку вооружений, при этом уходить в нишу ни один из игроков не спешит. Все целятся в максимально широкую аудиторию.
«Эксклюзив — это то, чем видеосервис может похвастаться. Но по факту же все игроки формируют определенный универсальный набор видеоконтента, который интересен максимальному количеству зрителей. В этой связи показательным является спрос на фильмы из золотой коллекции “Мосфильма”. Все крупные игроки, и мы в том числе, поспешили приобрести права на их показ, потому что рейтинги по просмотру культовых советских картин зашкаливают, особенно в календарные праздники», — прокомментировал заместитель генерального директора по контенту Триколора Николай Орлов.
Еще один универсальный инструмент по привлечению максимально широкого пула зрителя — возможность смотреть фильмы и передачи одновременно с нескольких устройств по одной подписке. Такую опцию последовательно внедряют все игроки, причем не только видеосервисы — ivi, Okko, Wink, но и операторы платного ТВ. Например, Триколор предоставляет бесплатный доступ к видеосервису всем своим подписчикам на спутниковое ТВ, зрительская аудитория которого составляет около 40 млн человек.
Кроме того, игроки не спешат сбрасывать со счетов сегмент линейного телесмотрения. По мнению вице-президента по развитию конвергентного бизнеса «Вымпелкома» Натальи Братчиковой, противопоставлять рынок видеосервисов и телевидения нецелесообразно. «Это в некоторой степени манипуляция», — отмечает эксперт. Поскольку модель потребления изменилась, смотрение сразу с пяти экранов — норма для современного зрителя, а не исключение из правил.
Такую позицию поддержали представители «Ростелекома» и МТС. Диана Самошкина заметила, что в целом потребление видеоконтента нужно оценивать как единое целое, не разделяя рынок видеосервисов или рынок платного телевидения.
«Мне кажется, происходит правильное дополнение в виде интерактивного смотрения, которое появляется и в кабельной среде, и в ОТТ в первую очередь. И это эволюционное дополнение ждет нас всех», — считает операционный директор «МТС Медиа» Алексей Иванов.
Триколор вообще сделал на линейное вещание отдельную ставку: оператор включил в свой видеосервис не только библиотеку фильмов, но и максимально широкий пакет ТВ-каналов. Сегодня на его платформе насчитывается порядка 10 тыс. единиц контента и 100 телеканалов. В Триколоре отмечают, что режим фонового смотрения по-прежнему крайне востребован.
«Бытует мнение, что смотрение VoD сегодня-завтра станет доминирующим. Но мы пока не можем подтвердить это фактически. Аналитика показывает обратную тенденцию: зритель не хочет выбирать, он требует готовых решений. Мы видим, что нелинейное смотрение не столь популярно, как об этом говорят некоторые игроки. Российскому зрителю привычнее потоковое смотрение», — прокомментировали в компании.
Помимо привлечения новых пользователей к видеосервису и онлайн-платформам все игроки стремятся снизить интенсивность миграции аудитории. И в этом случае только эксклюзивной библиотекой задачу не решить. Однако модель реализации пока универсальна для всех участников рынка: это регулярная коллаборация с другими игроками и развитие собственной экосистемы. Как отметила Наталья Братчикова, перспективными могут стать проекты, сфокусированные на различные рода развлечениях, — гейминг, обучение.
«Когда мы говорим о некой консервации абонента, мы стараемся его оставить с собой, накапливая библиотеку, создавая набор телевизионных каналов, предлагая различные телеком- или банковские услуги в одной закрытой экосистемной подписке. Формат экосистемного подхода показывает, что битва контента приводит к наращиванию массы пользователей, но дальнейшая их абсорбция (поглощение, — прим. ред.) происходит не только в контентном плане. База будет стабилизироваться, когда пользователи вокруг этого контента получают какие-то дополнительные услуги», — отметили участники дискуссии «Телеком-2021».
По оценке экспертов, именно в контексте развития экосистемы будет разворачиваться основная конкурентная борьба. Победит тот, кто сможет предложить, с одной стороны, оптимальный набор сервисов, с другой — максимально гибкие условия для их использования.