Спасет ли индустрию параллельный импорт?
Тон мероприятию задал директор Высшей школы киноинженеров Олег Березин: он заявил, что российская киноиндустрия полностью зависит от иностранного оборудования. По его словам, кинотеатры используют только зарубежные технологии, в них нет ни одной железки отечественного производства. Отдельные компании производят стулья, проекторы. Есть свои серверы, системы автоматизации, билетные системы. Но нет никаких систем сертификации оборудования, которое применяется в кинотеатрах. «Можно отключить одним махом проектор в стране? Можно. Когда случился февраль, я сразу своих друзей по рынку предупредил отключить все автоматическое обновление программного обеспечения. Мы не знаем, какой там сертификат лежит, какой срок годности прописан», — признался эксперт.
В среднесрочной перспективе Олег Березин не видит этому альтернативы, потому что кинотеатр — это центр культуры, который подчиняется Минкульту. А в положении об этом министерстве нет никаких обязанностей по развитию технической базы отрасли. «Исправить ситуацию может долгосрочная стратегия, а в течение года–двух ничего не сделать. Будут челночники по оборудованию, будет каннибализация (съем оборудования с закрытого кинотеатра и установка в работающий, — прим. ред.)», — предупредил Олег Березин.
Но не все эксперты согласились с этой оценкой. Участники рынка отмечают, что уже сейчас в стране представлено множество брендов из юго-восточной Азии, которые за последние годы добились определенного качества. «Они легко откликаются на какие-то изменения, на просьбы устранить “баги” или добавить опции. Зачастую китайские коллеги реагировали гораздо быстрее, нежели известные западные вендоры», — заверил директор по развитию VIDAU Systems Михаил Ротко.
В условиях, когда многие западные вендоры отказались от сотрудничества с российскими заказчиками, вырастает роль параллельного импорта. Заместитель руководителя рабочей группы по законопроекту о принудительном лицензировании, зампред комитета по интеллектуальной собственности Российского союза промышленников и предпринимателей, генеральный директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов отметил, что легализация параллельного импорта в России так и не решила проблему, что делать с полученным таким образом контентом и софтом, каковы последствия его использования. «Всех ли нас с вами посадят по статье 146 УК за нарушение авторских прав на шесть лет или по статье 180 УК за нарушение прав о товарном знаке», — задался он вопросом.
Принудительное лицензирование разрушит рынок, категоричен продюсер Black Box Production Павел Сарычев. «Мы, может, кого-то спасем тем, что ввезем камеру, но вся юридическая ответственность за использование принудительно лицензированного контента лежит на продакшене. Лично я, даже если мне разрешат, не буду этого делать», — предупредил он.
Его поддержал директор школы компьютерной графики Realtime Сергей Кащавцев: «Нелегально софтом пользоваться не хочется, потому что это вызывает большие юридические проблемы или вызовет их в дальнейшем, когда ограничения будут сняты. Вы привезете фильм на фестиваль, а у вас спросят, в чем он был смонтирован?», — пояснил он.
Генеральный директор издательского дома «Интеллектуальная собственность», ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец не разделил опасения коллег относительно уголовного преследования. «В нашей судебной практике мало кого привлекают по 140 статье УК. Главное сегодня — соблюдать условия использования [интеллектуальной собственности]», — настаивает он.
Как отмечают эксперты, интеллектуальная собственность (ИС) — это формат внебюджетного финансирования зарубежных правообладателей, которые благодаря международному договору, конвенциям и соглашениям имеют возможность получать вознаграждение за использование своей ИС в других государствах.
Как Россия обеспечила себя в рамках параллельного импорта? Анатолий Семенов напомнил, что во всех странах мира, которые занимают лидирующие позиции в экономике, параллельный импорт (доктрина «первой продажи», согласно которой перепродажа оригинальных товаров не является нарушением) разрешен либо из всех стран (251 страна), либо как минимум из 30 государств еврозоны. «В РФ у нас также есть доктрина “первой продажи”, в рамках которой правообладатель обязан поставить товар свободным от претензий (статья 460 ГК РФ). В контексте санкций это важно. Однако наша страна, пока еще импортозависимое государство, с 2002 по 2012 годы разрешала оборот товаров, проданных иностранцами лишь в России. И только с 2012-го расширила перечень стран, но почему-то лишь на четыре таких же импортозависимых государства ЕАЭС: Киргизию, Армению, Белоруссию и Казахстан», — высказал он недоумение.
Каждому региону по киностудии
Негатив попыталась разбавить генеральный директор «РС Экспо» Наталья Прудникова. Она рассказала, что кино стало модной темой в регионах — развитие этой индустрии значится на 26 месте в KPI глав районов. Многие собираются создавать на местах собственное кинопроизводство. К примеру, мэр Москвы Сергей Собянин сообщал, что вскоре в столице заработает киноконцертный комплекс. В Ростове вокруг Кремля планируется возвести большой киногород. В Чувашии при поддержке Президентского фонда культурных инициатив на базе «Чувашмультфильм» может появиться анимационный кластер, перечислила она.
Но для начала на местах необходимо решить множество вопросов, настаивают эксперты. В частности, регионы должны научиться презентовать места для проведения съемок. «Важно, чтобы были доступны рендеры местности, которые можно использовать для съемок. Это отснятые на видео или сфотографированные ландшафты, здания, уникальные природные явления, собранные на одном сайте», — пояснил Павел Сарычев. Это позволит также развивать частные инвестиции в региональное кинопроизводство. Директор Фонда сибирского кино Кристина Холдеева сообщила, что на местах в основном снимается документальное кино на государственные деньги. «Это превращается в некую отчетность местной власти», — подметила она.
Другим минусом игроки рынка назвали невозможность достать современное киносъемочное оборудование в регионах. «Сейчас мы снимаем сериал в Новосибирске, где проблемы не в отсутствии режиссеров, а в отсутствии камер и другого оборудования. Все пришлось вести с собой», — констатировал Павел Сарычев. Кристина Холдеева подтвердила, что в регионах не найти сервисы аренды кинооборудования: это проблема и финансов, и логистики, и объемов эксплуатации.
Она озвучила еще одну проблему регионов — недостаток квалифицированных кадров. «Практически все, кто работает в регионах в сфере кино, это самоучки либо те, кто обучались в Москве и вернулись обратно. Но давайте будем честны. Те, кто уезжает учиться в Москву, в основном в столице и остаются», — посетовала Кристина Холдеева. Эксперт уверена, что удержать специалистов может обязательство отработать в регионе определенный срок после грантового, спонсируемого государством обучения в Москве. При этом, конечно, должен быть план по объему съемок в конкретном регионе, иначе человек вернется, а работы для него не будет, пояснила она.
Кроме того, местные кинопроизводители зачастую даже не знают, что делать с тем продуктом, который они сняли. «Многие создают кино для себя либо ограниченного круга людей. Они даже не допускают мысли, что кино реально можно выпустить в массы, зарабатывать на прокате, размещать на онлайн-платформах», — пояснила Кристина Холдеева.
Частичная мобилизация слизнула кадры
Объявление о проведении частичной мобилизации усилило отток специалистов киноиндустрии, заявили эксперты. Многие продюсеры и кинокомпании хватались за голову, кинопроизводственный процесс был нарушен, вспоминает режиссер Саид Дашук-Нигматулин.
«Сразу после объявления мобилизации около недели было непонимание, что [будет] дальше, как дальше работать. Часть молодых сотрудников сразу же уехала, но после отмены мобилизации некоторые вернулись», — рассказал Павел Сарычев.
По его словам, основные потери пришлись на так называемый второй и третий составы съемочных групп. На стадии пре-продакшен это локейшен-менеджеры (специалист по подбору мест для съемок), ассистенты художников, кастинг-директоры по поиску локальных актеров. На стадии продакшен это операторская группа: механики камер (для каждого нового проекта кинооператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач), операторы, «фокусники» (помощники оператора по наводке на фокус), осветители, костюмеры. «Ни административный отдел, ни продюсерский департамент в нашем случае не пострадали. Впрочем, за последние пять лет произошло немало кризисных ситуаций, во время которых было непонятно что делать, как дальше снимать. Тем не менее, производство не остановилось», — заключил Павел Сарычев.
Продюсер Black Box Production надеется, что к весне 2023 года киноспециалисты начнут возвращаться. Это обусловлено не только интуицией, но и тем, что этого потребует Налоговый кодекс РФ. «Многие уехавшие из России работают сейчас удаленно в своих компаниях по трудовым договорам, договорам ГПХ (гражданско-правового характера, — прим. ред.), если это позволяют профобязанности. Но через 183 дня после своего отъезда из страны они перестают быть налоговыми резидентами РФ, и работать с ними по правилам и в белую станет сложно. Необходимо будет придумывать новые схемы дальнейшего сотрудничества с ними», — напомнил Сергей Кащавцев.