Курьез трансляции
Болельщики, которые 5 января смотрели финал молодежного чемпионата мира по хоккею Россия – Канада, пережили гамму эмоций. Российская сборная, ведя со счетом 3:1, в итоге проиграла матч с результатом 3:4. Но были и зрители, которые вообще увидели не ту игру и искренне радовались победе со счетом 3:5.
Изначально трансляция финала с участием сборных России и Канады планировалась на «Матч ТВ». Однако показ перенесли на Первый канал. При этом на федеральном спортивном канале решили в это же время пустить в эфир запись игры тех же сборных в 2011 году.
По привычке включив в запланированное время спортивный канал, телезрители стали напряженно следить за ходом матча в прямой, как они считали, трансляции. Тем более что никакой информации о том, что это повтор трансляции, на экране не было, сетовали позже болельщики.
Когда не знаешь, что смотришь
Большинство телезрителей привлекают трансляции международных спортивных турниров с участием сборной команды страны возможностью поболеть за наших. Часто они даже не в курсе правил игры, а некоторые не понимают, чем афиша «Россия – Канада» отличается от афиши «Канада – Россия».
Как оказалось, значительная часть зрителей телеканала «Матч ТВ» даже не догадалась, что Панарин, Тарасенко, Кузнецов, Орлов не могут играть в составе молодежки на турнире 2020 года. И неважно, что трое из них уже выиграли Кубок Стэнли, а Панарин — самый высокооплачиваемый россиянин в НХЛ. По фамилиям игроков молодежки состава 2011 года знает 3–4% населения России.
Но упрекать их в этом несправедливо. Особенно когда победа 9-летней давности воодушевила профессионалов, включая известного футболиста Дмитрия Тарасова. Жена хоккеиста «Сент-Луиса» Владимира Тарасенко призналась, что супруг тоже смотрел эту игру, пока не заметил себя образца 2011 года на льду.
Не лениться посмотреть в телегид
Можно было бы согласиться с генеральным продюсером «Матч ТВ» Тиной Канделаки, которая обвинила телезрителей в лени. «Прогноз погоды по телевизору не отменяет необходимости посмотреть в окно перед выходом из дома. Если вы промокли, это не значит, что кто-то вами манипулирует», — ответила она на критику в свою сторону.
Этим «окном» для телезрителей должен был стать электронный телегид (EPG) их поставщика ТВ-сервиса. И вне всяких сомнений, он у них был. Но вот гарантировать его качество могут далеко не все операторы и провайдеры.
В простом расписании ТВ-программ, бесспорно, стоял показ финального матча чемпионата между сборными России и Канады в сетках вещания «Матч ТВ» и Первого канала. И даже отметка «Прямой эфир» была в строке с указанием времени трансляции игры на Первом канале. Но даже тем телезрителям, кто не поленился, по словам Тины Канделаки, «посмотреть в окно», для поиска в телегиде матча на «Первом» требовались обоснованные сомнения. Или дополнительный сервис «Спортивный фильтр».
EPG как инструмент поиска правильного контента
Компания EPG Service представила дополнительную услугу «Спортивный фильтр». Она дает возможность подробно сегментировать телевизионный спортивный контент. Его фильтрация осуществляется по видам спорта, турнирам и чемпионатам, этапам турниров, соперникам.
«Каждая единица спортивного контента в этом фильтре имеет свой уникальный код, — рассказывает Виталий Васильев. — Это как раз и решает проблему одноименных турниров или спортивных команд. Чемпионат мира может проходить в разное время и по различным видам спорта. Команда “Спартак” есть как в футболе, так и в баскетболе. Название одинаковое, коды — оригинальные. В сервисе также указывается страна, из которой ведется трансляция».
По данным компании nScreenMedia, телегид остается главным инструментом поиска интересного контента среди аудитории платного и бесплатного ТВ. К примеру, в Швеции 67% телезрителей предпочитают пользоваться графическим EPG. Вряд ли в России это соотношение принципиально иное.
Из сказанного можно сделать простой вывод. Включение в телегиды поставщиков видеосервисов дополнительной функции, подобной «Спортивному фильтру», значительно снизило бы масштаб драматизма в истории с параллельной трансляцией не того матча. А дополнительным бонусом мог бы стать рост лояльности абонентов, получивших точную информацию о показе спортивного события.
Другие конфузы спортивного вещания
Справедливости ради скажем, что казус с трансляцией на «Матч ТВ» архивной записи, которая ввела в заблуждение даже профессионалов спорта, не единственный в истории телевидения. «Комсомольская правда» собрала еще несколько телевизионных конфузов подобного рода.
К примеру, внезапная «победа» футбольной сборной Северной Кореи на ЧМ-2014 в Бразилии почти никого не смутила — перлы пропаганды этой страны давно не удивляют. Сначала местные СМИ рапортовали о выходе команды в финал, а потом и о триумфе КНДР. В сказочном сюжете северокорейские футболисты обыграли в решающем матче сборную Бразилии со счетом 8:1. Впоследствии это попытались объяснить шуткой YouTube-канала Korea News Backup «для поднятия настроения родной аудитории».
На фоне возмущения трансляцией архивного хоккейного матча спортивный комментатор и ведущий Дмитрий Губерниев вспомнил еще один случай. «Много лет назад канал “Спорт” перед стартом биатлонного сезона показал несколько победных гонок сезона прошлого, — написал он в соцсети. — Приезжаю я после такого повтора в Олимпийский комитет, а там меня все поздравляют. Тогдашний президент ОКР [Леонид] Тягачев так радовался победе женщин в эстафете, что чуть руку мне не оторвал. А вы говорите, [Дмитрий] Тарасов и [Михаил] Дегтярев».
Дополнительный сервис все еще не нужен?
Мы упомянули лишь несколько громких случаев, когда недостаток информации о спортивном контенте затронул значительное число телезрителей. А скольких мелких недоразумений из-за схожих названий турниров, команд, имен спортсменов можно было бы избежать, своевременно предоставив абонентам современный сервис EPG?