Телесмотрение провалилось в начале 2022 года: наши показатели стремительно опускались, а показатели федеральных телеканалов взлетали за счет новостей и общественно-политических ток-шоу. Но прошло время, и зрители стали возвращаться на тематические телеканалы. Показатели телесмотрения 2023 года оказались идентичны тем, что были в конце 2022-го. Но чтобы добиться этого, мы предприняли массу усилий. Доля телесмотрения не упала, и это хороший показатель.
Увеличить ее мешает ряд сложностей. Сейчас основной тренд — это честные эмоции. Если зрителя нового проекта «пробивает на слезу», то это значит, что авторы попали в аудиторию. Сейчас люди хотят честности, света и доброты. Наверное, поэтому аудитория идет на наш телеканал «Загородный», чтобы, к примеру, посмотреть «Счастливы вместе», где милые пары встретились на ферме, влюбились, родили детей, построили хозяйство и обустроили дом. Такие житейские теплые истории сейчас в тренде. И при запуске новых программ мы взяли это как ориентир.
Турецкие партнеры действительно пользуются ситуацией и максимально повысили цены. Более того, в ценообразовании правообладатели из Турции не делят контент на игровой и познавательный. Тогда как на отечественном и европейском рынках всегда была ценовая градация: игровой контент стоил дороже, познавательный — дешевле. Турецкий познавательный контент получается необоснованно дорогим, потому что есть вопросы к его содержанию. Да, в сериальной индустрии они превзошли себя, мир их оценил, но в познавательном жанре все не так. К тому же, чтобы продавать контент за рубеж, его нужно адаптировать, подготовить несколько версий. Для познавательного контента турецкие компании этого не делают, отсюда возникает техническая проблема. В силу этих причин сотрудничество с ними у нас не заладилось.
В такой ситуации мы подыскиваем контент на других рынках. Например, вышли на африканский рынок и уже активно закупаем контент в Южно-Африканской Республике для телеканалов «ЗооТВ» и «В мире животных», для которых количество зарубежного контента критично. Партнеры из ЮАР предлагают контент европейского уровня по адекватной стоимости.
В выборе познавательного контента большое значение имеет сходство ментальности. С корейским и китайским контентом мы ментально не пересекаемся, поэтому каталогов просматриваем много, а берем из них тайтлов в итоге мало. Вместе с тем французский контент закупаем сразу, потому что к нему не возникает вопросов. Тем более что мы по-прежнему напрямую сотрудничаем с пятью французскими правообладателями. Также закупаем контент у партнеров из Германии и Испании. Эти страны — три кита, на которых мы можем опереться. Отмечу, что Европа продолжает с нами сотрудничать выборочно. Возможно, потому что до известных событий мы успели выстроить с европейскими партнерами доверительное и надежное сотрудничество. В результате большинство правообладателей с нами остались. И это радует!
Не только закупаем, но и заказываем его. Это два разных направления. Сегодня на рынке все чаще говорят о том, что контент можно подыскать в YouTube. Мы изучаем такой вариант и работу блогеров, мониторим этот рынок, чтобы в перспективе закупать у них права. По нашим оценкам, пока лишь 10 % контента блогеров подходит для запуска в эфир. Телевизионный контент должен быть определенного формата, без рекламы и с соблюдением авторских прав, поэтому с блогерами в плане закупки контента работать сложно.
Но есть ряд телекомпаний, которые знают, что такое телевизионный формат, и мы сотрудничаем с ними. Сложность заключается в том, что их мало. В такой ситуации мы стали увеличивать объемы заказного контента, работая напрямую со сторонними продакшн-компаниями. Сейчас сотрудничаем с 40 студиями из 16 городов России. Обговариваем с ними идеи и форматы, заказываем у них контент, а потом выпускаем его в эфир уже в статусе нашего эксклюзива.
В этом году мы запустили ряд эксклюзивных проектов по собственной оригинальный идее. «Три дня на отпуск» на телеканале «Телепутешествия» — один из таких проектов собственного производства. В рамках проекта мы отсняли и показали уже четыре города. Съемочная группа сейчас находится в Красноярске, откуда привезет очередной интересный контент.
К нашему удивлению, сейчас мы ведем переговоры с правообладателями из Финляндии, и получение контракта выглядит абсолютно реалистично.
Мы проводим мониторинг и изучаем возможности выхода на новые рынки, ведем переговоры с правообладателями и дистрибьюторами. Это поэтапный и сложный процесс, потому что зачастую не удается договориться с потенциальными партнерами. Сталкиваемся с неожиданностями различного рода. Поэтому планирование считаю опрометчивым шагом. Когда ситуация стабилизируется, мы четко увидим приток контента и выстроим каналы закупок, тогда и будем строить планы.