После блокировки Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и ее деятельность в РФ запрещена) отечественные блогеры и пользователи начали переходить на альтернативные площадки. В результате аудитория российских соцсетей стала расти более активно. Спустя год «ВКонтакте» опередила Telegram и YouTube по показателю ежедневной аудитории: у отечественной площадки он составил 53,3 млн человек, у мессенджера — 50,9 млн, у видеохостинга — 50,7 млн. У «Одноклассников» ежедневная аудитория достигла 20,8 млн человек, подсчитала компания Mediascope.
С весны отечественные соцсети стали запускать эксклюзивные контентные проекты. Так, в марте соцсеть «Одноклассники» представила первое собственное шоу — «ОКнутые люди». Оно посвящено уникальным увлечениям пользователей соцсети и стало первым в линейке оригинальных шоу, которые эксклюзивно появятся на платформе в 2023 году. К участию в проекте приглашены популярные артисты и блогеры, а роль ведущего исполняет актер Сергей Бурунов.
«Наша ключевая задача — усиливать [собственные] позиции, в том числе за счет создания интересного и релевантного контента. Проект “ОКнутые люди” станет первым шагом в этом направлении», — поясняла Инна Походня, вице-президент по маркетингу VK (материнская компания «Одноклассников», — прим. ред.).
В мае платформа «VK Видео» анонсировала новые форматы шоу, расширение библиотеки фильмов и сериалов, а также увеличение объем прямых трансляций и видео известных блогеров. На платформе выходят на несколько дней раньше, чем на других ресурсах, шоу компании Medium Quality. Директор музыкальной экосистемы и департамента видеоконтента VK Николай Дуксин отметил, что в компании видят высокий интерес к контентным проектам Medium Quality и считают, что он станет одним из драйверов роста активности аудитории.
«Одноклассники» и «ВКонтакте» заинтересованы в увеличении времени, которое пользователи проводят на площадке.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков говорит, что «Одноклассники» и «ВКонтакте» заинтересованы в увеличении времени, которое люди проводят на площадке. Для этого они активно используют контент пользователей, а также расширяют каталоги контента — либо с помощью шоу, либо за счет сериалов, которых нет в библиотеках онлайн-кинотеатров.
В пресс-службе компании VK пояснили «Телеспутнику», что предоставляют большой объем актуального контента на своих площадках. «Для этого постоянно расширяем библиотеку контента — собственными проектами, эксклюзивами и за счет партнерств. Time Spent — это важная метрика, на которую ориентируются продукты VK. Рост количества и качества контента, представленного на наших площадках, поступательно увеличивает время, которое пользователи на них проводят», — заявили в пресс-службе.
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын напомнил, что после продажи игрового направления и выхода из проектов электронной коммерции компании VK необходимо найти новые драйверы роста. «Производство и дистрибуция контента часто казались привлекательными как интернет-холдингам, так и телекомам, хотя редко вели к успеху. Но экспериментируют с контентом многие. Еще в начале 1990-х годов [писатель] Стивен Кинг эксклюзивно публиковал главы романов в сети America Online, которая тогда пыталась конкурировать с интернетом. Однако контент не помог, и America Online со временем превратилась в обычного провайдера доступа, хотя и крупнейшего в мире», — рассказал он.
Проблема заключается в том, что производство контента — индустрия с высоким уровнем риска и относительно низкой маржинальностью в сравнении с тем, к чему привык онлайн, в том числе и соцсети, рассуждает Леонид Делицын. «В соцсетях работают программы, а в случае Web 2.0 — еще и сами потребители. Когда крупнейшая глобальная соцсеть (Twitter, — прим. ред.) проводила IPO в 2013 году, там работало всего лишь около 600 человек. Потребитель традиционного контента не работает на проект — он его смотрит. От ботов тоже толку мало, хотя, может быть, генеративные сети автоматизируют какую-то часть творческого процесса. И все же в основе креатива лежит творчество людей, которым надо платить зарплату. Если же эти люди талантливы и популярны, то — большую зарплату», — пояснил он.
Соцсети действительно хотят увеличивать время, которое пользователь в них проводит, соглашается Леонид Делицын. Это наиболее актуально в случае рекламной модели выручки, поскольку там точкой роста стал видеоформат, говорит он. Но, разумеется, соцсети не отказались бы брать плату за подписку на контент: при их огромной аудитории всегда найдутся тысячи пользователей, которые подпишутся на любые услуги. Беда в том, что тысячи пользователей в масштабе бизнеса лидирующих соцсетей — это немного. Им нужны десятки тысяч, заключил он.