img01 сентября 2016 в 00:00

4К: дороги, которыми России еще только предстоит пройти

В то время, как для Северной Америки, Западной Европы и наиболее развитых стран Азии телевидение в сверхвысоком разрешении 4К — уже не вопрос будущего, а сегодняшний день, в России распространение этой технологии пока находится в зачаточном состоянии.

В то время, как для Северной Америки, Западной Европы и наиболее развитых стран Азии телевидение в сверхвысоком разрешении 4К — уже не вопрос будущего, а сегодняшний день, в России распространение этой технологии пока находится в зачаточном состоянии.
Развитие 4К-телевидения в нашей стране сложно и неоднозначно. С одной стороны, зарубежные компании, от которых во многом зависит наш рынок, продвигают нововведение. С другой стороны, продвижение это пока происходит со скрипом: слишком много проблем, таких как высокие цены на потребительскую технику и на оборудование для создания и передачи контента, нежелание отечественных производителей видеоконтента переходить на новую технологию (связанное опять же с низким спросом) и многие другие.

Но не стоит забывать, что пути развития 4К за рубежом были столь же тернисты, и если рассмотреть нынешнее положение технологии на западных рынках, а также перспективы развития, примерить их к российским реалиям, то можно оценить ожидаемое будущее телевидения сверхвысокого разрешения в России.

Ни для кого не секрет, что российский рынок ТВ в своем развитии отстает от наиболее прогрессивных западных в среднем на 5-6 лет. И поэтому сейчас актуально изучить, какие проблемы стояли на пути 4К в 2012-2013 годах на Западе. 

Основными движущими силами в продвижении 4К, как и уже привычного HD 720p и 1080p, в начале становления и вывода технологии на рынок были и остаются производители потребительской техники.

Первый телевизор, поддерживающий 4К, был представлен Sharp в 2011 году. С тех пор производители начали гонку разработок и вывода на рынок панелей с поддержкой этого разрешения, к чему телеиндустрия оказалась совершенно не готова. 

В отчете «The Strategic Impact of 4K on the Entertainment Value Chain», выпущенном консалтингово-аналитическим агентством Futuresource в 2012 году, подробно описаны барьеры, стоявшие на тот момент перед создателями контента и трансляций на пути их перехода к 4К. Среди них — как актуальные на сегодняшний день, так и уже решенные для всех мировых рынков.

В частности, на тот момент при стремительном развитии рынка 4К-телевизоров выбор камер, способных снимать видео в данном формате, был крайне невелик, и эти камеры были мало приспособлены для нужд телевидения: они в основном изготавливались для киносъемок. Сейчас выбор съемочного оборудования стал намного шире, но его крайне высокая цена и сложность в обращении пока остаются нерешенными вопросами.  

Другой весьма важной проблемой 4К-телевидения является недостаток пропускной способности сетей. Только по разрешению 4К требует ширину канала в 4 раза больше, чем традиционный формат HD 1080p. Однако эта оценка не учитывает особенности 4К: из-за крайне высокого разрешения и высокой четкости при воспроизведении на традиционной скорости 24 кадра в секунду картинка «смазывается», следовательно для получения оптимального эффекта 4К-видео необходимо транслировать и воспроизводить в HFR-формате — 48-50 кадров в секунду, что повышает требования к ширине канала еще вдвое. Таким образом, даже без учета других технологий, необходимых для представления 4К-контента в максимально «вкусном» качестве (например, широкого динамического диапазона, или HDR), 4К уже требует восьмикратной пропускной способности сетей по сравнению с традиционным HD. А удовлетворение этого требования неизбежно приведет к огромным сиюминутным затратам для производителей контента и, в первую очередь, для транслирующих компаний. 

Продажи телевизоров и потребительского оборудования с поддержкой 4К уверенно растут во всем прогрессивном мире.

Впрочем, телевещатели нашли выход из этой ситуации — пусть и несколько спорный для индустрии в целом. Как в Америке, так и в Европе подавляющее большинство трансляций в 4К проходит напрямую через спутник к конечному пользователю, оснащенному соответствующим оборудованием.

На сегодняшний день прямое спутниковое вещание — явный тренд 4К-телевидения. Оставляет ли это в стороне кабельные компании, или просто кабельные провайдеры пока не воспринимают рынок ТВ сверхвысокого разрешения всерьез? Тим Баджарин, аналитик Creative Strategies, в начале 2016 года заявлял, что кабельные операторы придут на рынок 4К, когда распространенность телевизоров с поддержкой технологии достигнет хотя бы 30-40%, тогда как на тот момент в США этот показатель составлял всего около 5%.

В России же пока в 4К вещают только 3 канала, и все они запущены напрямую через спутник. Безусловно, и наш рынок ожидает развитие 4К-вещания, и кабельные операторы не останутся в стороне от него, однако вряд ли этого следует ожидать в ближайшие пару лет. Пока устройства, способные воспроизводить контент сверхвысокого разрешения,  минимально распространены в нашей стране.

Причин этому, как всегда, существует множество. Часть из них похожи на аналогичные причины низкой популярности 4К в различных странах Европы, другими мы обязаны российской специфике.

Безусловно, одной из основных является высокая стоимость 4К-телевизоров, в особенности на фоне общего экономического спада в стране. Для сравнения, в благополучной Германии население, пусть и имеющее в среднем более высокий достаток, все равно в силу врожденной экономности считает покупку UHD-устройств неоправданной тратой. Кроме этого, не следует забывать о характерных сравнительных особенностях домохозяйств России и западных стран: если в Америке большинство населения, имеющего определенный достаток, живет в собственных домах с большими гостиными, в которых установка широкодиагональных (от 55” и выше) телевизоров вполне оправдана, то в российских квартирах вешать на стену огромную панель, чтобы смотреть на ней фильмы и трансляции с расстояния 3-4 метра, попросту неудобно. Тот же аргумент приводят и привыкшие к небольшим жилплощадям французы, когда говорят о непопулярности 4К-телевидения в их стране. Этот факт на сегодняшний день оставляет 4К в секторе технологий класса люкс для наиболее обеспеченных слоев населения даже в обеспеченной Европе.

Для рядового телезрителя важнейшим мотивирующим фактором для перехода к новой телевизионной технологии, будь то HD, 4К или любая другая, является большой выбор контента, созданного с применением этой технологии, и широкая доступность этого контента. И тут мы наблюдаем еще один фактор, замедляющий распространение ТВ сверхвысокого разрешения как в России, так и в других странах. Контента в 4К на сегодняшний день производится мало, число его растет медленно. Фактически ситуация обратна главной парадигме рынка: отсутствие спроса рождает отсутствие предложения — телезрители не спешат переходить к 4К потому, что нечего смотреть, а производители контента, в свою очередь, не торопятся инвестировать в новое оборудование и технологии, потому что смотреть будет некому, ведь спрос крайне невелик.

Конечно, в США и Европе есть силы, борющиеся с таким застоем: Голливуд с каждым годом выпускает все больше фильмов, доступных в формате Blu-ray 4K, а европейские телеканалы, как уже сообщалось в прошлом номере «Теле-Спутника», развивают трансляции ведущих спортивных событий в новейшем формате. Однако в России пока подобная тенденция отсутствует. Аналитики говорят, что для популяризации нового формата среди потребителей необходимо, чтобы как минимум 70-80% контента было доступно в этом формате, а на сегодняшний день в нашей стране даже в традиционном HD вещают всего 15% каналов. Переход на HD тем не менее протекает достаточно уверенно, но скачок к 4К, минуя HD, в ближайшем будущем едва ли возможен — скорее, это будет плавный и многолетний переход.

Говоря о видеоконтенте на носителях, а именно о фильмах в 4К на Blu-ray Disc, нельзя не упомянуть еще одну проблему, с которой в недалеком прошлом столкнулись западные телезрители. Счастливые обладатели плееров Blu-ray и 4К-проекторов неожиданно для себя обнаружили, что их плееры выдают сигнал через одиночный HDMI-разъем, пропускной способности которого едва-едва хватало для показа фильмов в 4К при стандартных 24 кадрах в секунду, а все остальные дополнительные возможности нового формата — HFR, HDR и прочие — оказывались урезаны. Очевидно, совместимость устройств является еще одной проблемой: большинство Blu-ray-плееров, продающихся сегодня в России, обладают тем самым единственным HDMI-выходом.

Масса проблем, окружающих новый и развивающийся сектор 4К, может создать впечатление, что будущее этой технологии негативно и в лучшем случае распространение ее будет идти крайне медленными темпами. Существует даже мнение, что 4К — это новая попытка телеиндустрии устроить «большой прорыв» после провалившегося 3D-телевидения.

Но реальность показывает, что дела обстоят намного лучше: продажи телевизоров и потребительского оборудования с поддержкой 4К уверенно растут во всем прогрессивном мире. В США за последний год прирост продаж составил 70%, при этом подавляющее большинство телевизоров (80%) с поддержкой сверхвысокого разрешения имели диагональ от 50” и выше. Аналитики предсказывают, что к 2020 году в половине американских домов будут установлены 4К-телевизоры. В Европе, где среди лидеров по популярности новой технологии оказались Германия и Великобритания, в 2015 году было продано 5 млн телевизоров, поддерживающих UHD. 

В России же, несмотря на то, что пока в 4К вещают только три канала «Триколор ТВ», в прошлом году продажи 4К телевизоров, по сообщениям TelecomDaily, составили до 30% от общего объема реализованных телеустройств. И это при том, что на сегодняшний день маркетинг 4К в нашей стране находится на низком уровне: новый стандарт практически не рекламируется, мало обсуждается в прессе, и информирование рядовых телезрителей о нем пока не развито. Впрочем, и эта ситуация начала исправляться: в августе-октябре текущего года в России проходит пять конференций, где одной из основных тем обсуждения станет именно телевидение и вещание в сверхвысоком разрешении. Такой всплеск профессионального интереса неизбежно повлечет за собой как повышение стремления телекоммуникационных компаний вводить новый стандарт, так и увеличение маркетинговых активностей участников рынка в направлении популяризации новой технологии. 

Переход России на 4К — дело будущего, но дело, скорее всего, уже решенное. Пройдет несколько лет, цены на телевизоры благодаря новым технологиям и росту массовости продаж продолжат снижаться, всё новые каналы будут вещать в 4К, и возможно, уже через несколько лет мы с вами будем смотреть новости, футбол и фильмы с совершенно новым — и близким к совершенному — качеством изображения. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий