Оптимизм с тревожностью
Онлайн-опрос проводился с 25 января по 25 февраля. Это уже пятое исследование в рамках проекта «РАЭК/Антикризис» с весны 2022 года. В нем приняли участие разработчики программного обеспечения, дизайнеры, специалисты техподдержки, маркетологи, тестировщики, создатели контента и другие специалисты отрасли.
Если в ходе летнего опроса более половины респондентов считали перспективы отрасли негативными, то сейчас 45,3 % опрошенных, напротив, оценивают их оптимистично. В то же время среди оптимистов стало меньше тех, кто позитивно оценивает собственное будущее в отрасли. Летом таких было 45,2 %, сейчас — 30,1 %. Почти четверть (22 %) не видят перспектив для собственного профессионального развития.
Почти четверть респондентов (22 %) не видят перспектив для собственного профессионального развития.
Айтишникам нужны удаленка и отсрочка
Результаты опроса выявили факторы, которые оказывают непосредственное влияние на настроение айтишников относительно собственных перспектив. Так, большинство респондентов (72,5 %) считают, что на возможности их эффективной работы и успешном ведении бизнеса в отрасли сказались санкции или иные ограничения в сфере технологий. 30,4 % специалистов назвали сложности во взаимодействии с зарубежными партнерами/заказчиками. По-прежнему актуальны проблемы, связанные с недоступностью инструментов для работы над проектами (29 %) и оборудования и/или комплектующих для работы над проектами (26,4 %). Для 25,6 % респондентов санкции и ограничения за последний месяц привели к снижению уровня дохода, 20,1 % столкнулись с приостановкой или полным прекращением работы над проектами. 17,9 % участников опроса отметили недостаток финансирования собственного проекта, а 17 % — необходимость релокации для продолжения своей деятельности. Лишь 13,3 % опрошенных ИТ-сотрудников сообщили об отсутствии проблем.
Согласно опросу, для более чем половины (51,4 %) специалистов принятые меры государственной поддержки не оказались полезными. Только 27 % сочли их актуальными, а 21,1 % затруднились ответить.
Наиболее значимой мерой господдержки респонденты назвали отсрочку от призыва на военную службу и частичной мобилизации. ИТ-специалисты хотели бы в первую очередь сохранить возможность удаленного формата работы, в том числе за рубежом. Если в предыдущих опросах лидировал запрос на расширение финансовой поддержки, то сейчас он стал лишь третьей по значимости необходимой мерой. Эксперты РАЭК полагают, что возможной причиной изменения мнения ИТ-специалистов стало расширение грантовой поддержки отрасли в 2022 году, а также реализация программы льготного кредитования проектов цифровой трансформации. В топ наиболее востребованных мер также вошли льготная ипотека и обнуление ставки по налогу на прибыль.
Адвокат, старший юрист практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Яна Кириллова сообщила «Телеспутнику», что в законе отсутствует такой термин, как ИT-компания. На практике к ним относят индивидуальных предпринимателей (ИП) и организации, которые занимаются разработкой, продажей и сопровождением различных видов программного обеспечения (ПО), электронной продукции и баз данных. Она напомнила, что ИT-компании с госаккредитацией на общей системе налогообложения не платят налог на прибыль до 31 декабря 2024 года. Кроме того, ИT-компании имеют возможность уплачивать страховые взносы, применяя пониженные тарифы. Но для этого необходимо иметь аккредитацию в Минцифры или Минпромторге, а доход от ИТ-деятельности должен составлять более 70 %.
«Дополнительной мерой поддержки для ИT-компаний стало освобождение от любых государственных проверок, в том числе выездных налоговых, до конца 2024 года. Льготы по налогам и страховым взносам носят беспрецедентный характер и получить их несложно, главное — правильно подать заявления на аккредитацию или включение в соответствующий реестр ПО и придерживаться условий, которые четко определены в законе», — заключила Яна Кириллова.
Почему господдержка не всегда эффективна?
Более 12 % предложенных респондентами мер поддержки так или иначе связаны со стабилизацией ситуации в мире, 8 % касаются расширения категорий сотрудников для получения господдержки. По мнению участников опроса, льготы следует распространить на самозанятых и специалистов, работающих в компаниях без госаккредитации. Респонденты пояснили, что отсрочка от призыва является значимой лишь для мужчин, а сотрудники уровня middle и senior, как правило, уже обеспечены жильем и не нуждаются в льготной ипотеке.
В начале апреля на Российском форуме по управлению интернетом директор по кибербезопасности и связи с госорганами HeadHunter Виталий Терентьев рассказал, что если до начала геополитических событий было 127 тыс. запросов на ИТ-специалистов ежемесячно, то в августе 2022 года их количество снизилось до 80 тыс. «Сейчас показатели вернулись на уровень, который был до мировых событий 2022-го, и если такой тренд продолжится, то к концу текущего года появится 1 млн 200 вакансий — то есть столько, сколько нужно ИТ-рынку. Но для достижения лидерства в ИТ-сфере этого недостаточно. К примеру, Китай удерживает его за счет человеческого потенциала: вместо одной технологической команды у них работают двести. И количество рано или поздно превращается в качество», — отметил он.
Виталий Терентьев подчеркнул, что количество резюме соискателей растет: на одну вакансию приходится в среднем 3,3 резюме, и шансы успешно трудоустроиться зависят от уровня компетенций соискателя. Впрочем, некоторые компании сообщили «Телеспутнику» о том, что реализуют собственные образовательные программы в подготовке кадров под себя и считают, что шансы трудоустроиться есть у всех, кто стремится повышать знания и желает работать.
«В апреле мы открыли очередной онлайн ИТ-курс для студентов технических специальностей с возможностью дальнейшего трудоустройства. Идея такого бесплатного обучения возникла два года назад в связи с запуском первого стартапа, когда остро встал вопрос с набором сотрудников. Способ оказался эффективным: с помощью курсов мы находим молодых талантливых специалистов», — прокомментировал основатель ГК ITGLOBAL.COM и технопарка «ИТ Крым» Дмитрий Гачко.