Усилия важнее потраченных средств
Напомним, что нацпроект включает шесть направлений: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». По данным Минцифры, опубликованным на официальном сайте в августе 2022 года, бюджет госпрограммы составляет 1,052 трлн рублей.
В январе 2023-го на брифинге правительство сообщило о главных итогах реализации нацпроекта и перевыполнении всех показателей национальных целей в 2022 году. Так, цифровая зрелость достигла 65,8 %, доля массовых социально-значимых услуг в электронном виде — 99,97 %, доля домохозяйств с доступом к интернету — 86,1 %, число аккредитованных ИТ-компаний увеличилось с 4 до почти 20 тысяч, аудитория интернета выросла до 102,9 млн человек (более 84 % населения), было отражено почти 50 тыс. кибератак, зафиксировано и устранено свыше 1,6 тыс. инцидентов. Объем льготных ипотечных кредитов для отрасли информационных технологий (ИТ) составил 53 млрд рублей. Почти 80 % зарубежного программного обеспечения имеет отечественные аналоги. У более половины всех представленных на рынке российских решений средний и высокий уровень зрелости.
Выступая на брифинге, генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко заявил о том, что бизнес включился в процессы импортозамещения вместе с государством и готов вкладывать в них деньги: спрос на отечественное программное обеспечение (ПО) по сравнению с 2021 годом вырос на 300 %, а доля закупаемого отечественного ПО в отраслях экономики составила 31,8 %.
«Цифровая экономика» стала единственным нацпроектом, по которому сократили расходы, а в текущей ситуации их снизят еще на 30 %.
Серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM Дмитрий Гачко заметил, что в 2022 году «Цифровая экономика» стала единственным нацпроектом, по которому сократили расходы, а в текущей ситуации их снизят еще на 30 %. «И дело не только в перераспределении бюджета, но и в снижении средств на отдельные направления, такие как “Искусственный интеллект”. При этом, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, для 66 % россиян инициативы в рамках “Цифровой экономики” наиболее заметны», — объяснил он.
Эксперт добавил, что «Цифровая экономика» среди всех нацпроектов оказалась самой нерезультативной, процент ее выполнения стал самым низким в 2022 году — 92,6 %, в то время как показатель нацпроекта «Демография» составил 99,6 %, «Здравоохранения» — 96,36 %. На «Цифровую экономику» потратили 81,9 млрд рублей, что составляет всего 42,3 % общего бюджета в 193,9 млрд рублей.
«Однако нет смысла измерять эффективность только объемом потраченных средств. Важны другие показатели, в частности, эффективность прилагаемых усилий, а это вызывает много вопросов», — считает Дмитрий Гачко.
Управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко пояснила, что низкий показатель выполнения нацпроекта связан с масштабной переориентацией как государственных, так и частных компаний на импортозамещение ПО. «Таким образом, по некоторым направлениям компании не только не продвинулись вперед, но и несколько откатились назад за счет меньшей функциональности и комплексности предлагаемых решений многих российских разработок», — сказала Анна Никитченко.
С ней согласился Дмитрий Гачко, по его мнению, для исполнения «Цифровой экономики» в первую очередь придется решить проблему с поставками ПО, оборудования и лицензиями. Из-за наложенных санкций именно эти обстоятельства затормозили реализацию нацпроекта, заключил эксперт.
Время строить заводы
Анна Никитченко убеждена в том, что все направления нацпрограммы должны быть кардинально пересмотрены. «В связи с беспрецедентными санкциями стало предельно ясно, что без собственной электронной компонентной базы наша страна может оказаться в крайне уязвимом положении не только в экономике, но и в стратегической безопасности, поскольку электроника и построенные на ней цифровые сервисы пронизывают все отрасли и виды жизнедеятельности человека. Таким образом, первостатейной задачей должно стать создание отечественных заводов с собственным оборудованием и материалами для производства своей электроники», — отметила эксперт.
После создания крупносерийных производств современной электроники, в частности, электронной компонентной базы, необходимо иметь в виду, что, возможно, придется адаптировать или разрабатывать заново цифровые сервисы и решения, совместимые с отечественным оборудованием, предупредила Анна Никитченко.
По словам эксперта, необходимо на порядок усилить отечественные разработки в развитии альтернативных технологий электроники, в первую очередь квантовых, поскольку здесь отставание не настолько критично, и при определенных усилиях у нашей страны есть реальный шанс в среднесрочной перспективе стать одним из мировых лидеров.
Стартапы в приоритете
Согласно прогнозу, озвученному Сергеем Плуготаренко, доля российского офисного ПО вырастет до 82 % к 2027 году, в его импортозамещение бизнес инвестирует более 155 млрд рублей.
Глава Минцифры Максут Шадаев назвал приоритетом отрасли в текущем году стартапы, в которые нужно привлекать частное финансирование и стимулировать спрос на их продукты.
В своем Telegram-канале глава комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн предположил, что дефицита таких проектов быть не должно — сейчас много производителей, у которых есть и амбиции, и планы занятия новых ниш, дело лишь за государством, которое обязательно поможет им себя проявить. Депутат отметил, что государство дало старт импортозамещению сложных программных продуктов. «Сейчас у отрасли есть единая программа импортозамещения, по которой инвестиции составят 230 млрд рублей. Около 10 % из них — грантовые средства, а остальное — финансирование компаний. Это гигантский заказ для ИТ-отрасли, который несет также и огромный экспортный потенциал», — написал Александр Хинштейн.
Анна Никитченко полагает, что будут сделаны шаги в сторону максимального импортозамещения и важнейшей задачей ближайших трех–пяти лет станет разработка отечественного ПО, способного полностью заместить, а может и превзойти лучшие зарубежные аналоги на существующем оборудовании. «Стратегические и программные нормативно-правовые акты, в первую очередь, в радиоэлектронной промышленности и электронной компонентной базе должны быть реализованы, в том числе, в рамках ”Цифровой экономики”. Необходимо разработать подробную дорожную карту с конкретным описанием всех мероприятий, механизмов их выполнения и ресурсов, включая понимание источников этих ресурсов», — настаивает эксперт.
Направлять государственные деньги нужно только на помощь в экспорте конкурентных ИТ-продуктов, которые смогли доказать свою полезность на локальном рынке.
Дмитрий Гачко убежден, что направлять государственные деньги нужно только на помощь в экспорте конкурентных ИТ-продуктов, которые смогли доказать свою полезность на локальном рынке, все остальные инвестиции государства крайне неэффективны.
В январе АНО «Цифровая экономика» провела опрос с целью выяснить эффективность мер поддержки цифровой трансформации. Их предлагалось оценить по десятибальной шкале по следующим направлениям: развитие инфраструктуры и аппаратного обеспечения, стимулирование разработки ИТ-решений, их спроса, экспорта или продвижения, развитие кадрового потенциала, снятие законодательных барьеров. Результаты опроса пока не объявлены, но можно предположить, что государство намерено корректировать нацпрограмму с учетом мнения бизнеса.