img09 марта 2023 в 09:50

По законам рынка: как регулированию догнать технологии

Принятые в прошлом году законы, затрагивающие отрасль ИТ и телекома, были направлены на ужесточение мер. Об этом заявили эксперты в ходе медиазавтрака, на котором автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика» презентовала регуляторный дайджест ключевых законодательных инициатив. Аналитики высказали мнение об их эффективности и предложили дальнейшие меры, необходимые как для регулирования рынка, так и для развития отрасли.

Принятые в прошлом году законы, затрагивающие отрасль ИТ и телекома, были направлены на ужесточение мер. Об этом заявили эксперты в ходе медиазавтрака, на котором автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика» презентовала регуляторный дайджест ключевых законодательных инициатив. Аналитики высказали мнение об их эффективности и предложили дальнейшие меры, необходимые как для регулирования рынка, так и для развития отрасли.

Сбалансированные меры

Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко отметил, что несмотря на серьезные вызовы, в ИТ-отрасли зафиксирован рост более чем на 24 %. В 2022 году основные усилия государства в плане регуляторики были направлены на повышение безопасности и технологического суверенитета, цифровизацию отдельных направлений госуправления и народного хозяйства.

Если прежде государство усиливало контроль отрасли, то в минувшем году, напротив, поставило в приоритет ее поддержку, добавил директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. По его словам, ключевые законодательные изменения затронули регулирование сбора, хранения персональных данных (ПД) и доступа к ним, коснулись мер повышения технологической безопасности предприятий. Была увеличена поддержка ИТ-компаний и расширен перечень дистанционно проводимых работ и услуг. Произошли изменения в формировании и объединении баз данных и предоставлении доступа к ним. Так же были приняты меры по выравниванию условий конкуренции и проведены реформы в контрольно-надзорной деятельности.

В основном все законопроекты прошлого года были направлены на ужесточение законодательства, включая регулирование контента, рекламы, сбора и хранения ПД, а также доступа к ним, отметила заместитель директора направления «Эффективное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Римма Чичакян.

Несмотря на серьезные вызовы, в ИТ-отрасли зафиксирован рост более чем на 24 %, — генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

«Ужесточились требования ко всем субъектам, чья деятельность связана с ПД, в том числе ко всем иностранным компаниям, независимо от того, открыли они представительства в РФ или нет. Необходимость получения согласия субъекта к доступу к его данным из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости, — прим. ред.) существенно затруднило работу сервисов объявлений. Усложнился порядок уведомления контрольных органов о компьютерных инцидентах: теперь компания обязана уведомить об инциденте в течение 24 часов, а в течение 72 часов сообщить о проведенном внутреннем расследовании. Как глобальные, так и точечные меры отразились на гражданах, государстве, бизнесе», — сообщила Римма Чичакян.

Эксперт пояснила, что в результате внесенных изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» кредитно-финансовые организации и банки теперь не могут передавать платежные поручения или любую подобную информацию через иностранные мессенджеры, хотя ранее таким образом они сокращали свои операционные расходы. Также много требований введено в сфере рекламы: необходимость маркировки, создание оператора рекламы и реестра операторов рекламы.

Принятые меры оказались стимулирующими или запретительными, и по какому пути будет развиваться контрольно-надзорная деятельность в России, поинтересовалась модератор мероприятия, главный аналитик РАЭК Мария Сайкина. 

Римма Чичакян ответила, что для регулирования цифровых экосистем и платформ достаточно давно обсуждается пятый антимонопольный пакет. «В прошлом году в ходе его совместного обсуждения с представителями власти мы пришли к мнению, что необходимо придерживаться сбалансированного подхода, который позволит одновременно стимулировать технологии и разработки и защищать ПД граждан. В частности, программа о дата-посредниках (организации по управлению персональными данными, — прим. авт.) позволит развить свободный оборот ПД, а введенные штрафы — не допустить утечек», — пояснила Римма Чичакян.

Эксперт привела в пример опыт зарубежных стран. Так, в США нет единого закона о персональных данных — они регулируются на уровне штата и более лояльны. Китай, напротив, выдвигает наиболее жесткие требования. Таким образом мы пытаемся откалибровать идеальную модель контрольно-надзорной деятельности, заключила Римма Чичакян.

Карен Казарян подчеркнул, что ужесточение законодательных требований в технологической сфере стало мировой тенденцией, и ее нужно учитывать при оценке ситуации в России. По его мнению, в нашей стране принимается больше точечных мер, нежели проводится системной работы, хотя регулирование отдельных сфер, например, классифайдов (сервисы онлайн-объявлений, — прим. ред.) или интернет-рекламы желательно проводить комплексно, а не в виде очередного дополнения к закону. Ряд инициатив, которые были выдвинуты, но не приняты, например, касающиеся рекомендательных алгоритмов, мы продолжим обсуждать с регулятором, заверил Карен Казарян.

 

Законы не успевают за технологиями

Мария Сайкина обратила внимание на то, что быстро развивающие технологии требуют столь же быстрого регулирования. В такой ситуации отрасль способна совместно и оперативно разрабатывать собственные правила, которые уже доказали свою эффективность подобно законодательным инициативам. К примеру, в рамках пятого антимонопольного пакета действуют принципы добросовестного поведения цифровых рынков, которые подписали компании с Федеральной антимонопольной службой, есть кодекс этики владельцев данных, разработанных Ассоциацией больших данных.

Отрасль способна совместно и оперативно разрабатывать собственные правила, которые уже доказали свою эффективность подобно законодательным инициативам.

«Рынок быстро развивается, появляются новые технологические модели и поэтому нет времени ждать год принятия соответствующих законов. В такой ситуации разработанные правила сформируют благоприятную, добросовестную культуру на рынке и при этом не ограничат рост технологий. Подписание хартии профессиональной этики участниками сервисов размещения объявлений стало еще одним успешным проявлением саморегулирования», — рассказала Римма Чичакян.

Директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин пообещал при необходимости принимать участие в обсуждении инициатив в области саморегулированию, поскольку государству важно быстро реагировать и принимать сбалансированные решения. Он также признал, что к некоторым законодательным инициативам, которые принимаются без обсуждения с игроками, рынок действительно не готов, не всегда понятны изложенные в них критерии. «С одной стороны, мы понимаем необходимость регулирования рынка, но с другой, заинтересованы в создании и развитии условий для его развития и защиты интересов граждан. Так, вопрос электронной коммерции находится на отдельном контроле Минэкономразвития. Он обсуждался с игроками рынка. Столь же важным считаем разработанное в прошлом году соглашение о совместном ведении единой цифровой информационной системы по борьбе с контрафактной продукцией: в систему вносятся данные о случаях размещения контрафакта и остальные площадки могут заблокировать предложения такого продавца. В текущей ситуации, когда многие официальные представительства [западных вендоров] ушли, данное соглашение принимает особую важность», — отметил Владимир Волошин.

Представитель Минэкономразвития сообщил также, что продолжается работа по созданию национальной системы управления данными, нормативному регулированию цифровой среды, поэтому будут системные изменения и тесное сотрудничество с отраслью, обещал он.

Руководитель проектов Ассоциации больших данных Марат Тахавиев прокомментировал аналитические отчеты в области госрегулирования оборота данных. В частности, в них были изложены изменения подходов к регулированию дата-посредников, обороту данных и доступу к медицинским данным, которые позволят поддержать обсуждение необходимости снятия барьеров, возникших в связи с ужесточением законодательных требований.

«Хотелось бы продолжить работу по уточнению статуса обезличенных данных, внедрению гибкоориентированного подхода, оценке риска деобезличивания данных, внедрению института доверенных посредников, то есть специализированных участников рынка, которые непосредственно обрабатывают данные, а также внедрения мер стимулирования для развития саморегулирования на рынке данных», — считает Марат Тахавиев.

В минувшем году стало понятно, что необходимые решения удается разрабатывать совместными усилиями государства и отрасли, подытожил Сергей Плуготаренко.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий