img15 марта 2021 в 12:10

Противоправная информация в соцсетях: подводные камни нового закона

Социальные сети обязаны выявлять и блокировать публикуемую пользователями на платформах противоправную информацию. Это закреплено федеральным законом, вступившим в силу 1 февраля, в отношении тех соцсетей, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей интернета, находящихся на территории Российской Федерации. «Телеспутник» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, в чем заключаются проблемы исполнения этого закона и какие подводные камни он в себе таит.

Социальные сети обязаны выявлять и блокировать публикуемую пользователями на платформах противоправную информацию. Это закреплено федеральным законом, вступившим в силу 1 февраля, в отношении тех соцсетей, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей интернета, находящихся на территории Российской Федерации. «Телеспутник» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, в чем заключаются проблемы исполнения этого закона и какие подводные камни он в себе таит.

Надежда на технологии

Согласно закону в обязанности владельцев соцсетей входит не только мониторинг нелегального контента, но и необходимость ежегодно отчитываться перед регулятором о его результатах. Как полагает управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса юридической фирмы Semenov&Pevzner Екатерина Смирнова, первый отчет, по всей видимости, стоит ожидать только к началу 2022 года. «Согласно проектам приказов Роскомнадзора, которые пока находятся на обсуждении, ежегодный отчет размещается владельцем социальной сети на главной странице социальной сети ежегодно не позднее 1 февраля», — уточнила она.

Естественно, что новые обязанности несут новую нагрузку. Что поможет владельцам соцсетей работать в рамках данного закона? Партнер агентства по управлению репутацией и мониторингу социальных медиа Digital Guru Ольга Соколова замечает, что ранее данные положения применялись и продолжают применяться для новостных ресурсов. «Стоит отметить, что разница между социальными сетями и новостными порталами существенна, — поясняет она. — В социальных сетях очень много пользователей, которые генерируют контент свой собственный, какой вздумается, а модерировать его необходимо владельцу площадки. Это будет большой труд для социальных сетей». Помимо нагрузки на соцсети, возрастет нагрузка на сам Роскомнадзор, предупреждает эксперт, ведь согласно закону, если соцсеть не уверена в своем решении блокировать или не блокировать информацию, она должна запросить ответ у федерального органа, но при этом информация все равно блокируется до ответа Роскомнадзора. В то же время пользователь, чью информацию заблокировали, вправе направить претензию социальной сети, а ответ должен поступить в течение трех дней. При этом непонятно, когда же соцсеть получит ответ от Роскомнадзора в случае спорной ситуации, как тогда она должна ответить пользователю на претензию? Срок, в который Роскомнадзор обязан отреагировать, будет регулироваться постановлением правительства.

Помимо нагрузок, связанных с проверкой информации, могут появиться негативные истории от модераторов, как это было у YouTube и Facebook, приводит пример Ольга Соколова. Понятно, что большая часть информации сканируется с помощью искусственного интеллекта, но бывают спорные моменты, где требуется дополнительная проверка живым человеком. «Я, пожалуй, соглашусь, что многочисленные просмотры негативного контента могут повлиять на состояние человека, и что это очень тяжелая работа. Здесь нужно правильно “нагружать” работников, не допуская каких-либо расстройств их психики», — рассуждает эксперт.

В том, что владельцам соцсетей помогут технологии, убежден владелец компании «Катков и партнеры» Павел Катков. «Зарубежные соцсети уже давно используют их. Не секрет, что Facebook блокирует информацию по определенным словам, вероятно, использует для этого искусственный интеллект, — комментирует он. — Google, в свою очередь, давно внедрил систему распознавания контента для одного из своих флагманских сервисов, видеохостинга YouTube. Если российские социальные сети сделают тоже самое, они смогут эффективно исполнять любой подобный регулирующий закон, если нет — ручное удаление всегда будет отставать от потребностей заявителей и регулятора».

«Социальные сети, скорее всего, будут применять автоматизированные технические средства мониторинга контента по заданным настройкам. Безусловно, дополнительную нагрузку создаст и необходимость подготовки ежегодных отчетов, которые должны будут включать достаточно много информации», — считает Екатерина Смирнова.

Восемь тем — один бан

Согласно закону в обязанности владельцев соцсетей входит осуществление мониторинга следующего контента: материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; информации о способах изготовления и употребления наркотиков; способов совершения самоубийства и призывов к нему; информации об организации и проведении азартных игр и лотерей с использованием интернета и иных средств связи; информации о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции; информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц; информации, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации; информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.

Входите, закрыто!

Если с доступом к информации в открытых группах проблем не возникает, то как будет вестись проверка контента в закрытых группах, спросили мы экспертов. «Первоначальный мониторинг информации осуществляет сам владелец социальной сети, поэтому закрытые группы не будут для него препятствием, — уверена Екатерина Смирнова. — Кроме того, участники закрытых групп могут направлять обращение владельцу социальной сети или в Роскомнадзор относительно наличия в группе противоправной информации».

Проверить информацию можно по жалобам самих пользователей, соглашается Ольга Соколова. Если юзер захочет заблокировать сообщение другого человека, а соцсеть не отреагирует на его запрос, он вправе пожаловаться в Роскомнадзор. Кстати, напоминает она, есть специальное мобильное приложение, которое очень сильно упрощает подачу такой жалобы. В случае если контент действительно противоправный, Роскомнадзор может потребовать от социальной сети заблокировать эту информацию. Если же та проигнорирует такой запрос, то существует ответственность по статье 13.41 Кодекса об административных правонарушениях, поясняет эксперт. В зависимости от типа противоправной информации штрафы для юридических лиц могут достигать 8 млн рублей, в случае повторных нарушений — от одной десятой до одной пятой совокупного размера суммы выручки. «То есть сейчас нет штрафа за пропуск противоправного контента, есть штраф за неудаление по требованию Роскомнадзора», — уточнила Ольга Соколова.

Павел Катков считает, что проверяющий орган может либо внедрится в закрытые группы в качестве участника, либо делать официальный запрос в социальную сеть, либо собирать показания с других участников группы. «Эта проблема, с учетом “клубных” сетей типа Clubhouse, сейчас встанет перед ним весьма остро», — предупреждает Павел Катков.

Публиковать нельзя блокировать

Могут ли у социальных сетей возникнуть сомнения в оценке противоправности контента? Екатерина Смирнова говорит, что в такой ситуации соцсети могут направлять запросы в Роскомнадзор для принятия решения о блокировке. Возможно, это окажется переложением ответственности на государственный орган. Роскомнадзор может также отменить введенные владельцем социальной сети ограничения, требуя от последнего предоставить доступ к опубликованной пользователем информации.

«Думаю, соцсети разделяться на те, на которые регулятор может влиять, и на те, на кого его влияние распространяется в меньшей степени, — считает Павел Катков. — К первым относятся отечественные компании и имеющий представительство в РФ TikTok. Ко вторым — соцсети из США, вроде Facebook и Twitter, которые будут продолжать игнорировать требования Роскомнадзора, при этом административный штраф в 3–4 млн рублей будет для них, как говорится, что слону дробина. Что-то изменится, когда у нас, как в ЕС, начнут применять многомиллионные долларовые штрафы. Правда, открытым останется вопрос об исполнении подобных решений».

«Очень хочется, чтобы не было таких спорных моментов, так как нагрузка на социальные сети и так сейчас вырастет многократно. Я не думаю, что в начале пути Роскомнадзор будет жестко штрафовать социальные сети, так как начинается период обучения у всех систем в этой цепочке ради общей цели — исключения противоправного контента из общего доступа. Нет цели срочно всех оштрафовать за нарушения, основная задача — научиться правильно фильтровать информацию и запастись необходимыми ресурсами для этого», — подчеркнула Ольга Соколова.

Время покажет

Насколько эффективно заработает закон, зависит от нескольких факторов, полагает Павел Катков. «Первый — внедрение соцсетями технологий автоматического распознавания контента. Второй фактор — соцсеть должно что-то мотивировать тратить ресурсы на это. Таким мотиватором может быть государство в лице Роскомнадзора либо иного федерального органа исполнительной власти, им могут быть правообладатели или иные заявители. Если будут заявления, будет судебная активность, то это сподвигнет соцсети принять меры, если нет — они не станут тратить лишние ресурсы на необязательный и неработающий законодательный механизм. Иными словами, чтобы закон заработал, его надо применять. Срок, достаточный для выводов об эффективности такого применения, думаю, составляет от 1 до 3 лет», — прогнозирует Павел Катков.

Ольга Соколова предупреждает о трудности дать объективную оценку, так как цепочка и схема работ только начинает выстраиваться. «Более того, то определение, которое дано социальной сети, очень широкое, под него могут попадать не только социальные сети, — поясняет она. —Роскомнадзор составит реестр таких площадок. Сейчас туда, например, может попасть какой-нибудь “Отзовик”, на который заходят более 500 тыс людей в сутки, и где можно создавать профайлы пользователей и публиковать рекламу. Спустя несколько месяцев, когда появится практика и отстроенный механизм работы, можно будет судить о качестве очистки информации».

Пока рано оценивать, насколько эффективно поправки работают на практике, считает Екатерина Смирнова. «При этом очевидно, что они возлагают существенное бремя на владельцев социальных сетей в части мониторинга и выявления противоправной информации, что потребует дополнительных ресурсов. Правила такого мониторинга и формы обращений социальные сети должны разрабатывать самостоятельно и размещать на своих сайтах», — заключила она.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий