Четко не прописывают
Спустя месяц после закупки от КСП Санкт-Петербурга тендер на поставку Wi-Fi-роутеров для организации беспроводной связи в учреждениях здравоохранения Московской области в 2024 году объявило ГКУ «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области». Начальная (максимальная) цена контракта составила чуть более 4,7 млн рублей. Победителем стало ООО «Нетворк Солюшнс», снизив при этом цену почти на 50 тыс. рублей. Согласно техническому заданию, подрядчику необходимо поставить 370 роутеров, причем страна происхождения не имеет значения.
«Упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов Российской Федерации, а упаковка и маркировка импортного товара — международным стандартам упаковки», — говорится в задании.
В июле закупку на отбор организации для поставки промышленных LTE-роутеров с модулем Wi-Fi и GPS/ГЛОНАСС объявило ООО «ПетербургГаз». Ее начальная цена составила 3,6 млн рублей. Подрядчиком стало ООО «ЕМ Групп», которое оказалось единственным участником запроса предложений. Цена была снижена почти на 300 тыс. рублей.
В техническом задании уточняется, что подрядчику нужно поставить промышленный LTE-роутер производства китайской компании Robustel (его стоимость составляет около 90 % цены контракта), а также комплект крепления к нему. Только комплектующие к роутеру, в число которых входят блок питания и две антенны, должны быть российского производства — от компаний Novacom Wireless и «Триада».
Таким образом, государственные структуры и предприятия продолжают закупать в основном иностранное оборудование, игнорируя отечественного производителя.
Противоречит позиции ФАС
Как объяснил «Телеспутнику» генеральный директор компании «Контрактные системы» Евгений Ландо, для того, чтобы обязать госучреждения прописывать в техническом задании оборудование российского производства, такое оборудование необходимо добавить в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
«Данное постановление постоянно обновляется, изменяется, добавляется, но на данный момент маршрутизаторов там нет», — пояснил эксперт.
Глава представительства Totolink в России, эксперт департамента ИТ ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Дмитрий Акиньшин напомнил, что сейчас нет на 100 % российского роутера. Зато есть контрактное производство, при котором на китайский роутер ставится отечественное программное обеспечение (ПО), которое, опять же, разработано на основе SDK (software development kit — комплект для разработки софта, — прим. ред.) производителя чипсетов.
«Таким образом, мы не можем говорить о том, что в России существуют собственные роутеры. Даже если можно изготовить печатные платы, пластик для корпуса и иные элементы, основные детали нам в любом случае приходится использовать иностранные. Безусловно, госсектору необходимо предоставлять преференции отечественным производителям, однако это будет противоречить позиции ФАС, если речь идет о закупках в рамках 223-ФЗ, где прямо запрещено прописывать такого рода критерии, как страна производства», — объяснил Акиньшин.
Важен не сам роутер, а софт
По словам Ландо, к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) принято причислять информационные системы, информационно-телекоммуникационная системы, автоматизированные системы управления, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, и (или) осуществляющим управление, контроль или мониторинг критических процессов организации.
«Роутеры/маршрутизаторы предназначены для непосредственной раздачи сигнала, защита же сигнала производится программно. Таким образом считается, что безопасность сигнала роутера зависит от ПО, а не от оборудования», — объяснил Ландо.
Акиньшин уточнил, что опасности технологической зависимости стали очевидны всем на примере сбоя в работе софта Microsoft, когда тысячи предприятий встали из-за ошибки в стороннем ПО. Были проблемы с точками доступа Cisco, Aruba, Mikrotik, когда блокировались учетные записи из РФ.
«Мы должны развивать и наращивать собственное производство, обеспечивать не только качество продукции, но и уровень ее поддержки. Если пользователь будет уверен, что его не “кинут” хотя бы в период гарантированного срока эксплуатации устройства, думаю, отечественное производство имеет все шансы на жизнь», — отметил эксперт.
Нужна экспансия на рынки других стран
По мнению Акиньшина, в России давно существуют отечественные производители, которые могут поставлять на массовый рынок роутеры хорошего качества, предлагая еще и качественную техническую и послепродажную поддержку. Таким образом, при внесении изменений в законодательство есть шанс обеспечения преференций отечественному производителю, что поможет повысить интерес к производству роутеров в стране.
«Сейчас мы видим тенденцию к росту локализации производства в РФ — это касается не только роутеров, но и элементной базы в целом. Однако без глобального рынка мы не сможем гарантировать конкурентную стоимость продукции. Одними только госзакупками нельзя обеспечить стимуляцию производства роутеров. Даже тогда, когда рынок был открыт, отечественные производители ПО для роутеров предлагали решения лучше зарубежных, к примеру, Keenetic», — подытожил эксперт.
В конце мая сообщалось, что в РФ начали массово виснуть роутеры TP-Link. Тогда «Телеспутник» объяснил, в чем лежат корни проблемы и можно ли ее решить.