Перспективные спутниковые группировки: вызовы и возможности
Темпы трансформации глобального рынка спутниковых коммуникаций стремительно ускоряются, констатировал научный консультант, ФГБУ «Научно-исследовательский институт радио» (НИИР) Виктор Стрелец, открывший конференцию. Число фундаментальных изменений на рынке в прошлом году было так велико, что эксперт назвал его «сейсмическим для спутниковой индустрии». Речь идет о резком увеличении спутников на орбите, прежде всего за счет запуска аппаратов низкоорбитальных группировок спутникового ШПД в рамках таких проектов, как Starlink и OneWeb. Кроме того, на глобальном рынке спутниковой связи началась полоса крупнейших сделок слияния и поглощения: Viasat и Inmarsat, Eutelsat и OneWeb, SES и Leonardo DRS, наконец, продолжается обсуждение перспектив сделки с участием SES и Intelsat. В практическую стадию вступили проекты создания систем с прямым подключением смартфонов к спутникам.
В то же время коммерческая состоятельность самых обсуждаемых в индустрии проектов по-прежнему под вопросом, согласились эксперты. Это касается как систем прямой связи «спутник-сота», находящихся пока на самой ранней стадии, так и мегагруппировок спутникового ШПД. Виктор Стрелец обратил внимание на стратегию компании Samsung, проявляющей интерес к технологиям «спутник-сота», в то же время принявшей решение запускать проекты с прямым подключением спутников к своим смартфонам лишь после того, как будут готовы как сама технология, так и инфраструктура.
Из слов акционера АО «Ка-Интернет» Сергея Пехтерева следовало, что за прошедший год у экспертов не стало больше уверенности в коммерческой окупаемости крупнейших проектов спутникового ШПД. В то же время наметилось решение проблемы запредельно высоких цен на спутниковые терминалы для спутникового доступа в интернет, исключающего рост абонентской базы без дотирования такого оборудования. Пример - сеть Starlink, которой удалось снизить цены за счет масштабного расширения объемов заказов на терминалы до 2 млн единиц. Однако эксперты высказывают сомнения в том, что в мире найдется достаточное число клиентов, если в аналогичных масштабах терминалы будут заказывать и другие операторы мегагруппировок.
Наш ответ Илону Маску
Обсудив ключевые глобальные тренды спутниковых коммуникаций, эксперты основное внимание уделили российской повестке, согласившись, что, несмотря на текущую геополитическую ситуацию, Россия продолжает оставаться одной из ведущих мировых космических держав, а ее присутствие на мировом рынке спутниковой связи должно сохраняться. В подтверждение этого тезиса Виктор Стрелец, являющийся председателем Исследовательской комиссии №4 (спутниковые службы) в Международном союзе электросвязи (МСЭ, структурное подразделение ООН), рассказал, что в МСЭ сохраняется конструктивное, деполитизированное отношение к России в целом и ее представителям в частности, а нашей стране удается доносить и отстаивать свою позицию относительно глобального регулирования спутниковых коммуникаций на уровне МСЭ.
По мнению генерального директора ИКЦ «Северная корона» Андрея Гриценко, России необходим глобальный охват в отдельных сегментах перспективного проекта «Сфера», поскольку от этого зависит, например, связь с российскими судами в международных водах. Андрей Гриценко подробно проанализировал текущую конфигурацию «Сферы», включающую несколько спутниковых группировок, каждая из которых решает свою группу задач и поэтому способную демонстрировать высокую эффективность. «Узкоспециализированные спутниковые системы, входящие в Федеральную целевую программу «Сфера», в ее текущей конфигурации формируют ее существенный потенциал, поскольку многофункциональная спутниковая система (ШПД плюс подвижная спутниковая связь (ПСС) плюс интернет вещей (IoT)) в большинстве случаев проиграет узкоспециализированным системам, «заточенным» под конкретный сервис (ШПД, ПСС или IoT)», - подчеркнул Андрей Гриценко.
В то же время, по его мнению, налицо и системные факторы, сдерживающие реализацию ФЦП «Сфера». Так, функции отдельных проектов дублируются (ШПД в системах «Экспресс-РВ» и «Скиф», интернет вещей в «Марафон IoT» и Talum LEO 1). Неоднозначно можно воспринимать и произошедшую в ходе реализации проекта смену разработчика/оператора системы «Экспресс-РВ»: проект был передан из ФГУП «Космическая связь» в ведение ГК «Роскосмос».
К факторам, снижающим потенциал ФЦП «Сфера», Андрей Гриценко отнес отсутствие в ее составе системы ШПД с малым временем задержки (группировки на низкой околоземной орбите LEO). В случае же появления такой группировки у ее российского оператора возникнут те же проблемы, что и у зарубежных крупных игроков – высокая стоимость абонентских станций, которые ввиду ограниченного объема абонентской базы могут стать непреодолимыми.
Участники конференции обратили внимание и на существующие ограничения в создании полностью технологически независимого стека спутниковых технологий для будущих группировок в условиях ограниченного доступа к зарубежным комплектующим и средствам производства. Сергей Пехтерев напомнил, что в важных для российских спутниковых коммуникаций аппаратах, изготовленных «ИСС им. Решетнева», использовалась зарубежная полезная нагрузка, в частности, разработанная и произведенная франко-итальянской Thales Alenia Space. Сейчас Россия лишена возможности заключать взаимовыгодные технологические партнерства с ведущими европейскими компаниями, как это происходило в предшествующие годы, а ресурсы для создания аналогов зарубежных технологий на российских предприятиях ограничены.
Так, исполнительный директор Ассоциации участников рынка спутниковой связи Валерий Бутенко высказал мнение, что возможностей сохранившихся российских коллективов разработчиков спутниковых ретрансляторов в НИИР и холдинге «Российские космические системы» может быть недостаточно для создания полезной нагрузки аппаратов будущих российских группировок. Кадровый потенциал разработчиков и производителей полезных нагрузок необходимо развивать с участием государства и высшей школы, подчеркнули участники конференции.
Генеральный директор компании «Спутникс» Владислав Иваненко считает, что российские вузы сохраняют возможность готовить специалистов для разработки и производства спутников, на что способны немногие страны в мире. Опыт «Спутникс» доказывает, что частный бизнес способен решать возникающие перед российской космической индустрией задачи даже в условиях санкционного давления. Так, «Спутникс» сумел в короткие сроки, в течение нескольких месяцев, изменить схемотехнику бортовых электронных блоков аппаратов своей разработки, перейдя на китайские чипы после потери доступа к компонентной базе американских и европейских компаний. Функционал аппаратов от этого не пострадал. Начинает «Спутникс» использовать и российские комплектующие. У компании нет сомнений в возможностях коммерциализации своих решений для спутникового интернета вещей: для подобных технологий не требуются каналы с высокой пропускной способностью и большим флотом аппаратов на орбите, поскольку технология предполагает обмен малыми пакетами данных с небольшой периодичностью, например, раз в сутки. В «Спутникс» также верят в перспективы своих сервисов на зарубежных рынках – в первую очередь на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Африке.
Эксперты согласились, что именно частные инвестиции в спутниковую отрасль позволят в короткие сроки создать российские полезные нагрузки, наземные терминалы и инфраструктуру, а также другие ключевые элементы перспективных спутниковых группировок. Например, российские ретрансляторы для спутниковых коммуникаций можно разработать за пять лет, спрогнозировал Валерий Бутенко. Но только при условии ритмичного государственного финансирования и быстрого принятия решений в течение недель, а не лет, как это происходит в существующей до сих пор системе государственного планирования перспективных спутниковых программ, согласились эксперты конференции.
В этой связи участники #SpaceCom Digital Russia 2023 возлагают большие надежды на состоявшееся в январе подписание соглашения Правительства РФ, «Роскосмоса» и ряда коммерческих компаний по реализации «дорожной карты» «Перспективные космические системы и сервисы». Соглашение и «дорожная карта» предполагают, что разрабатывать и производить малые космические аппараты, предоставлять сервисы на их основе будут российские частные компании совместно с «Роскосмосом». Эксперты надеются на жизнеспособность такой модели развития спутниковых группировок, заметив, что пока имеющихся пусковых ресурсов явно недостаточно для планомерного развития орбитальных группировок.
Владислав Иваненко подтвердил, что «Спутникс» имеет возможность выводить свои аппараты на орбиту в качестве попутной нагрузки на ракетах-носителях «Роскосмоса» за приемлемую плату, однако этот ресурс ограничен. Спутники требуется выводить на орбиты с разными наклонениями для полноценного охвата территорий, а для этого требуется гораздо больше пусков, чем сейчас проводит «Роскосмос».
Все эти ограничения эксперты не считают непреодолимыми. Их можно снять, если государство будет увеличивать финансирование космических программ (чисто коммерческие проекты без софинансирования из госбюджета нерентабельны, сошлись во мнении эксперты), а частные компании получат доступ к государственным программам в качестве подрядчиков и операторов. Именно этот подход способен ускорить темпы развития спутниковых коммуникаций в интересах обеспечения цифрового суверенитета, подчеркнули участники #SpaceCom Digital Russia 2023.