img27 сентября 2023 в 13:00

Законодательные нововведения августа: телекому определили будущее, а врачам добавили искусственного интеллекта

Минцифры определило основные направления развития отрасли связи в долгосрочной перспективе. Законодатели установили введение реестровой модели присвоения радиочастот. Правительство запустило экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций в медицине. Разработчики обратили внимание на возможные нюансы в создании открытого программного обеспечения в силу правовых изменений. Такие законодательные инициативы вступили в силу или обсуждались в августе.

Минцифры определило основные направления развития отрасли связи в долгосрочной перспективе. Законодатели установили введение реестровой модели присвоения радиочастот. Правительство запустило экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций в медицине. Разработчики обратили внимание на возможные нюансы в создании открытого программного обеспечения в силу правовых изменений. Такие законодательные инициативы вступили в силу или обсуждались в августе.

Стратегия развития связи

Минцифры совместно с компаниями телеком-рынка подготовило проект Стратегии развития отрасли связи до 2035 года. В ведомстве отметили, что документ разработан с целью повышения качества услуг и их доступности. Для решения данных задач предлагается развитие отечественной группировки спутниковой связи, доступа в интернет и вещания, снижение издержек операторов связи и дата-центров за счет упрощения доступа в многоквартирные дома, льгот на подключение объектов связи к электричеству. Стратегия предусматривает создание сетей связи нового поколения (5G, подготовка к 6G), проработку механизма защиты инвестиционных расходов операторов, который позволит сохранить доступность тарифов для населения. Запланирован перевод сетей связи на российские технологии информационной безопасности. В числе ключевых задач — выделение новых полос радиочастот для внедрения передовых технологий и стандартов, развитие механизма длинных форвардных контрактов и льготных кредитов на оборудование, урегулирование стоимости тарифа для генераторов «тяжелого» контента и обычных сервисов, развитие кадрового потенциала отрасли (создание инженерных школ, изменения программ подготовки специалистов), создание цифрового кодекса.

Директор по связям с государственными органами «МегаФона» Владимир Месропян обратил внимание, что впервые за долгие годы создан масштабный отраслевой документ, который дает участникам рынка целевые ориентиры и понимание правил игры на долгосрочную перспективу.

«Отрасль уже сейчас исполняет не просто важную социальную функцию обеспечения связи между людьми, но и стоит перед масштабным вызовом по созданию технологического фундамента для цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. Поэтому для нас очень важно, что отраслевой регулятор в стратегии уделяет внимание всем ключевым вопросам. Среди них — выделение дополнительного частотного ресурса и гибкого управления спектром для развития технологий беспроводной связи, разработка и внедрение конкурентоспособного отечественного оборудования и софта к нему, обеспечение комфортных правовых и экономических условий для создания связной и сопутствующей инфраструктуры, развитие отраслевой науки и кадрового потенциала. Важной особенностью документа стало то, что он не создается в вакууме: министерство привлекает к обсуждению представителей отрасли и слышит ее позицию. И этот диалог находит отражение в проекте стратегии», — рассказал Владимир Месропян.

Впервые в отрасли связи документ стратегического значения разрабатывается с горизонтом планирования 12 лет, уточнил вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков. По его мнению, такой подход позволяет подойти к решению не только среднесрочных задач развития отрасли, но и заглянуть дальше, охватить время появления и массового использования перспективных технологий, включая 6G и гибридные сети связи.

«Наша отрасль является крупнейшим заказчиком радиоэлектронной продукции гражданского назначения. Одна из важнейших ее задач, обозначенных в проекте стратегии, — сфокусировать спрос на отечественном рынке радиоэлектроники, укрепить технологический суверенитет страны. Решать такую задачу придется одновременно с поддержанием и развитием современных, качественных и конкурентоспособных услуг связи, устранением цифрового неравенства и повышением уровня информационной безопасности в сетях связи. В этом смысле стратегия амбициозна, но актуальна и соответствует вызовам, которые стоят перед страной и ее инфраструктурными отраслями», — подытожил Борис Глазков.

В составлении документа принимали участие и независимые отраслевые эксперты. Так, Алексей Бойко в своем Telegram-канале Abloud62 назвал разумной готовность государства повысить возможности операторов связи в плане недискриминационного доступа к пространственно-распределенной инфраструктуре — опорам, столбам, канализации, полосам отвода — с доступом к которой у частных операторов есть проблемы. В стратегии говорится о некоем «экономическом стимулировании» кооперации участников отрасли.

«У разработчиков стратегии есть понимание, что для развития перспективных технологий мобильной связи стандарта 5G дополнительная потребность в радиочастотах оценивается в 800 МГц (в диапазонах радиочастот ниже 6 ГГц) и 2 ГГц (в диапазонах радиочастот от 6 ГГц до 30 ГГц). Потребности в радиочастотах для систем связи стандарта 6G будут зависеть от учитываемых сценариев их применения и составляют от 1 ГГц до 3 ГГц. Решать эту задачу планируют, в частности, за счет концепции совместного использования радиочастотного спектра, в том числе, частот спецпотребителей. У последних сохранится возможность временно ограничивать использование необходимых полос гражданскими операторами. Это, конечно, хуже, чем провести конверсию и отдать частоты эксклюзивно гражданским пользователям, но лучше, чем ничего. В целом системы динамического учета загруженности частот — это прогрессивно», — считает Алексей Бойко.

Он напомнил, что до 2035 года предстоит модернизировать до 90 % действующих магистральных сетей связи и построить новые — с использованием отечественного телекоммуникационного оборудования и волоконно-оптических линий связи. «Потребуется много денег. Тарифы неизбежно будут расти. А еще растет трафик, к 2035 году на южных и восточных направлениях ожидается рост более чем в 40 раз к 2022 году. По сравнению с прошлой версией стратегия заметно похорошела. Вместе с тем ряд ее пунктов кажется мне не самыми реалистичными, по крайней мере, в заявленные сроки», — считает эксперт.

Впервые четко и конкретно в официальном документе определено понятие сетевой нейтральности и описываются причины ее грядущей отмены, обозначил Сергей Половников в своем Telegram-канале Content Review. «Отмена сетевой нейтральности позволит дать операторам больше пространства для маневра в условиях, когда доступ и к финансированию, и к оборудованию затруднен. Оплатить постоянную нагрузку сетей могут либо абоненты, либо компании, эту нагрузку генерирующие. Интернет-компаниям придется делать посильный вклад в развитие инфраструктуры», — считает Сергей Половников.

Алексей Слукин в своем Telegram-канале «Телекоммуналка» назвал среди важных инициатив стратегии допущение индексации тарифов свыше уровня инфляции, если есть обоснование в виде инвестиционных проектов под развитие инфраструктуры. К важным инициативам он также отнес проработку возможности совместного использования инфраструктуры других отраслей, создание механизма совместного использования и динамического управления радиочастотным спектром, модернизирование системы конверсии частот с учетом гособоронзаказа, расширение программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности».

На днях замглавы Комитета по информационной политике, информационным технологиям Госдумы Антон Горелкин сообщил о том, что Федеральная антимонопольная служба направила отрицательный отзыв на повышение тарифов и перенос издержек по обслуживанию инфраструктуры на цифровые платформы, что было обозначено в стратегии. «Не уверен, что нужно продолжать требовать от операторов не повышать тарифы. Инфляцию отрицать нельзя, как и сложные обстоятельства, в которых отрасль работает в условиях санкционного давления. Но хитрый план брать связевой оброк с цифровых платформ считаю несправедливым: основной объем трафика генерит YouTube, а платить за это обяжут российский бизнес», — написал в своем Telegram-канале Антон Горелкин.

По информации Минцифры, после общественного обсуждения документ планируют внести в правительство.

 

Радиочастоты по записи

Федеральный закон от 04.08.2023 N 473-ФЗ (вступил в силу с 1 сентября 2023 г.) установил реестровую модель присвоения радиочастот или радиочастотных каналов. Согласно документу, разрешение на присвоение радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения выдается в форме записи в Едином реестре частотных присвоений, для радиоэлектронных средств, используемых для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка — в письменной форме.

В пресс-службе «МегаФона» сообщили, что компания положительно оценивает введение реестровой модели присвоения радиочастот: она позволит повысить оперативность обмена информацией по принимаемым регулятором решениям.

 

Медицина выходит в онлайн

С 1 августа правительство запустило экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в медицине. Врачи порядка 20 частных клиник получили возможность удаленно назначать или изменять лечение, выписывать электронные рецепты.

Директор по маркетингу компании «Цельс» Никита Николаев напомнил, что ЭПР в упрощенном формате — некий аналог цифровой песочницы, который позволяет проверить новые бизнес- и пользовательские гипотезы, выявить проблемы и ограничения, выработать рекомендации и описать требуемые сценарии решения проблем для дальнейшего масштабирования.

«Участники эксперимента получают более широкие возможности по назначению или корректировке уже назначенного лечения на очном приеме. При этом первая консультация пациента с применением телемедицинских технологий должна проходить не менее 20 минут. Кроме того, участники ЭПР должны проводить внутренний контроль качества телемедицинской помощи в не менее 95 % обращений. При этом удовлетворенность пациентов полученной медпомощью должна составлять не менее 70 %, а в не менее 30 % случаев должно назначаться или же корректироваться лечение в рамках консультации», — пояснил Никита Николаев.

По словам эксперта, основные инновации ЭПР — это непосредственно назначение или корректировка плана лечения пациента, обратившегося за консультацией. До введения ЭПР эта проблема становилась основным камнем преткновения для игроков рынка. ЭПР позволяет в рамках телемедицинской помощи осуществлять мониторинг здоровья пациента с условием: врач, осуществляющий телемедицинскую консультацию и врач, который провел очный прием, должны быть из одной и той же организации.

«Участие в ЭПР порядка 20 крупнейших частных клиник позволит “на объеме” быстро выявить проблемы и выработать рекомендации к доработке документа. Новый формат поможет упростить процессы взаимодействия пациентов со специалистами и повысить качество оказания медицинской помощи», — считает Никита Николаев.

Потребность в данных технологиях назрела давно, убежден генеральный директор «Санаториум», руководитель комитета по информационным технологиям Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Дмитрий Естенков. Современным пациентам нужны быстрые результаты лечения без очередей, талонов, ожидания и эстафет между кабинетами.

«Телемедицинские технологии и обмен данными между медучреждениями как раз закрывают эту потребность. Пациенты из любых населенных пунктов смогут консультироваться с высококлассными специалистами центральных клиник и известных санаториев, экономя время и деньги на дорогу. Медицинский сервис становится бесшовным — например, при выявлении заболевания в санатории пациента после выписки направляют к профильным специалистам в его городе и продолжают консультировать в режиме онлайн. Перед врачами открываются новые возможности. Специалисты смогут обмениваться данными о пациенте, собирать онлайн-консилиумы, чтобы поставить точный диагноз и подобрать эффективное лечение. Некоторые клиенты санаториев, желая выжать максимум из своей путевки, порой скрывают свои диагнозы, которые являются противопоказанием к процедуре, чем сами себе вредят. Доступ к полной истории болезни в этом случае защитит здоровье пациента. Врач увидит противопоказания и не назначит потенциально опасную процедуру. В результате получим рост скорости, качества и доступности медицины», — полагает Дмитрий Естенков.

Эксперт считает, что технологии никогда не будут идеально готовыми к внедрению, потому что в этом направлении нет финальной точки: меняется законодательство, обновляются отраслевые стандарты и запросы пациентов. Технологические продукты вынуждены отвечать на эти перемены, иначе потеряют актуальность и останутся не у дел. По словам Дмитрия Естенкова, медицинская информационная система (МИС) «Санаториум» версии 2010 года и сегодняшняя заметно отличается: в ней появилась масса новых функций, отчетов, интеграций с внешними системами и оборудованием. Недавно компания подключила санаторно-курортную МИС, реабилитационные центры и отели к Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ).

Сегодня ЕГИСЗ стремительно развивается, соглашается Никита Николаев. По его словам, многое сделано централизованно как в рамках цифровизации здравоохранения, так и в рамках развития искусственного интеллекта в радиологии, телемедицине.

«Проблемой остается разрозненность медицинской инфраструктуры в регионах, что приводит к росту интеграционных и транзакционных издержек для разработчиков технологий. Развитие ЕГИСЗ должно нивелировать со временем высокий уровень разрозненности все большим повышением уровня цифровизации и стандартизации медицинской помощи», — заключил Никита Николаев.

Дмитрий Естенков уверен в том, что внедрить можно любую необходимую технологию вне зависимости от ее готовности. Главное — будет ли это востребовано гражданами и профильными специалистами? «Тут есть несколько условий. Первое — простота и доступность. Если заставлять пользователей следовать длинной и сложной инструкции, устанавливать и настраивать кучу приложений, то до реального применения будут доходить единицы. Второе — гибкость решения, способность подстраиваться под всех пользователей. Например, пациент пришел на телеконсультацию к кардиологу. Он может отправить ему результаты ЭКГ? Много ли способов это сделать? Будет ли врачу удобно работать с такими пересылаемыми документами? На мой взгляд, единственная трудность заключается в отсутствии физического контакта. Недоступны пальпация лимфоузлов, перкуссионные тесты и многое другое. Но даже такая консультация лучше, чем ее отсутствие. Плюс есть колоссальное количество нозологий, где диалога достаточно», — резюмировал Дмитрий Естенков.

Эксперт подчеркнул заинтересованность государства в развитии и внедрении технологий. Так, сейчас при поддержке Российского фонда развития информационных технологий «Санаториум» создает модуль экспертной поддержки принятия врачебных решений, который будет достойным пополнением ИТ-инструментария для медиков и сэкономит им массу времени.

 

Открытый софт в уголовном деле?

На днях замглавы Комитета по информационной политике, информационным технологиям Госдумы Антон Горелкин напомнил о недавно принятых поправках в закон «О некоммерческих организациях», которые запрещают участие в зарубежных НКО, не зарегистрированных на территории РФ. Ответственность за нарушение закона была ужесточена, вплоть до уголовной. Депутат подчеркнул, что это вызвало серьезную обеспокоенность у компаний-разработчиков, чья работа над программным обеспечением (ПО) c открытым кодом вполне может трактоваться как «участие в деятельности» зарубежной организации. Эта тема обсуждалась на заседании Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России.

«Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать появление некоего “белого” списка зарубежных НКО, деятельность которых не носит деструктивный характер. Звучало и мнение, что правильнее было бы, напротив, определить “черный” список и создать реестр недружественных зарубежных НКО по аналогии с реестром иноагентов. Также предлагалось проработать само понятие “участия в деятельности” с точки зрения уголовного и специального отраслевого законодательства, ведь как метко выразился кто-то из участников совещания, коммит (фиксация изменений, — прим. ред.) в репозиторий вряд ли тянет на преступление против общества. Я вполне разделяю опасения отрасли и поддерживаю тех коллег, кто говорит о необходимости соответствующих разъяснений по новой редакции закона. Насколько мне известно, работа с открытым ПО как “участие в деятельности” зарубежного НКО еще не квалифицировалась, поэтому надо оценить необходимость доработки закона и глубину предлагаемых изменений», — написал депутат в своем Telegram-канале.

Анонимный источник рассказал «Телеспутнику», что использование открытого кода юридически не может быть приравнено к участию в работе организации его создающей. При этом его использование в стратегических отраслях требует от поставщика/производителя российского ИТ-решения как технических ресурсов для поддержания и развития, например, ядра системы, так и финансовых — на определенный период времени, например, резервов в банке. Стоит более пристально рассмотреть опыт китайских коллег, которые старательно следят за использованием или отсутствием открытого кода в своих продуктах, предложил источник издания.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий