Предустановка строго по списку
Напомним, в апреле 2021 года вступил в силу закон об обязательной предустановке российских программ на продаваемые в нашей стране смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры с функцией смарт-ТВ. В июле текущего года правительство утвердило их список. Согласно распоряжению, для смартфонов и планшетов предусмотрена предустановка 19 программ. В их числе поисковик, навигаторы, почтовая служба, программы для доступа к социальным сетям, голосовой помощник, мессенджер, платежный сервис «Мир», «Госуслуги», магазин приложений RuStore. На компьютеры и моноблоки должен предустанавливаться браузер, офисное программное обеспечение (ПО) и антивирус. В отношении телевизоров с цифровым блоком управления для предустановки закреплено 18 программ, включая различные видеосервисы, программы для доступа к интернету и социальным сетям.
Большинство представленных в списке компаний-разработчиков находятся под санкционным давлением западных стран, и поддержка правительства, принятые меры по обеспечению доступности их решений, безусловно, положительный знак, считает генеральный директор компании IW Group Александр Шибаев.
В целом рынок относится к этому списку программ нейтрально, поскольку предустановленные приложения не оказывают существенного влияния на функциональность устройств, отметил директор по продажам «Инферит» (ГК Softline) Олег Епишин. Он пояснил, что большинство продуктов из списка уже знакомы пользователям и прошли проверку на различных платформах, поэтому принципиальных проблем с их предустановкой возникнуть не должно.
«Мы не видим сложностей в предустановке указанных программ на компьютеры и смарт-ТВ, работающие под управлением операционной системы Android. Основная же проблема связана со смартфонами от компаний-производителей, которые поддерживают санкционный режим против России. В первую очередь это компания Apple, которая не будет предустанавливать никакое ПО, несмотря на документ правительства. Более того, Apple использует все средства, чтобы подобные приложения с ее устройств были удалены», — уточнил Александр Шибаев. По его мнению, структура рынка носимых устройств поменяется. Это в первую очередь коснется смартфонов и планшетов. Не все производители будут готовы следовать текущему постановлению. Скорее всего, они откажутся от реализации своей продукции на российском рынке. Однако китайские производители, поставляющие смартфоны в Россию, поддержат изменения, предположил он.
«Поэтому неизбежно произойдет перераспределение объема продаж между мобильными устройствами разных производителей. Потребитель в очередной раз примет решение и повлияет на рынок», — полагает Александр Шибаев.
Важно понимать тонкую грань между здоровым протекционизмом и продвижением монополий, убежден Олег Епишин.
«С одной стороны, стремление государства предложить альтернативу зарубежным продуктам и поддержать использование российского ПО вполне оправданно. Производители программного обеспечения, несомненно, представляют ценность для государства, и их интересы нуждаются в защите. Однако существует риск того, что за маской протекционизма может скрываться лоббирование интересов крупного бизнеса. Вероятно, что утверждение этого списка принесет некоторую выгоду крупным компаниям, но кардинально ситуацию на рынке не изменит», — пояснил Олег Епишин.
Многие пользователи негативно относятся к навязыванию каких-либо продуктов, особенно когда речь идет о предустановленных приложениях, созданных для сбора данных и показа рекламы, которые невозможно удалить. С этой проблемой уже сталкивались владельцы смартфонов, добавил он.
«Среди приложений для смартфонов значимы “Госуслуги”. Этот сервис пользуется большой популярностью, и его дальнейшее распространение поможет снизить нагрузку на специалистов, работающих в офлайне, например, в налоговой службе и МФЦ. Также важным шагом является включение в список российского магазина приложений для Android. Учитывая существующие ограничения в этой операционной системе, затрудняющие загрузку некоторых приложений, и потерю возможности оплаты в зарубежных магазинах, отечественная альтернатива необходима. Предустановка такого магазина избавит пользователей от необходимости самостоятельно разбираться с настройками безопасности устройства для установки приложений не из Google Play, что значительно упростит им жизнь», — заключил Олег Епишин.
Государство уходит в облако
С 1 января 2025 года в России будет запущена в эксплуатацию государственная единая облачная платформа «Гособлако». Соответствующее постановление правительства опубликовано 10 июля.
В документе уточняется, что «Гособлако» станет единым комплексом для размещения и работы информационных систем и ресурсов различных министерств и ведомств, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.
Отработка систем «Гособлака» началась в рамках эксперимента в августе 2019 года и закончится 31 декабря 2024-го. За прошедшее время проведена апробация работы более 100 информационных систем и ресурсов 40 различных министерств и ведомств, среди которых Социальный фонд, Минздрав, Минтранс, Минстрой, Минприроды, Рослесхоз, Росреестр, Росмолодежь, ФМБА.
Создание «Гособлака» продиктовано необходимостью обеспечить безопасность и надежность хранения данных государственных информационных систем, считает заместитель генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров. По его словам, «Гособлако» обеспечит централизованное хранение данных, безопасность информации, предоставление ресурсов для работы с данными государственным органам и организациям, упростит процессы обмена информацией между ведомствами.
В настоящий момент силы России направлены на поддержание безопасности жителей страны и ключевых структур, обеспечивающих функционирование государства, поэтому важность перехода на отечественные операционные системы и программное обеспечение невозможно переоценить, убежден генеральный директор SETERE Group Олег Ивченков. Он считает, что создание таких сервисов как «Гособлако» — еще один логичный и необходимый шаг на пути к безопасности. После отработки платформа станет сервисом, способным привести к единообразию государственную коммуникацию.
«Гособлако» поможет обеспечить цифровой суверенитет страны, установить единые стандарты предоставления услуг разработчикам и конечным пользователям, а также гарантировать единые стандарты безопасности, уверена системный архитектор ICL Services Наталия Ефимцева.
«Кроме того, интеграция между государственными сервисами, размещенными на единой платформе, реализуются значительно проще и быстрее. Она улучшается в том числе за счет стандартизации ИТ-решений и упрощению задач выбора и согласования технологического стека и проектной документации. Вероятно, что процедура закупок также упростится и станет более открытой. Как показывает международный опыт, крупные частные компании, к примеру, Amazon, Microsoft, Google, IBM, Oracle, предлагают выделенные сегменты в своих публичных облаках — government cloud. Но даже в этом случае создаются государственные облачные платформы: G-Cloud в Великобритании и CloudGov в США. Это вопрос сохранения суверенитета, формирования и соблюдения требований, которые соответствуют интересам государства, а не коммерческих компаний», — уточнила Наталия Ефимцева.
Главное преимущество «Гособлака» состоит в его эффективности — как в использовании оборудования, так и работе с кадрами, считает руководитель направления «Локальные программные решения для автоматизации учета» «СКБ Контур» Сергей Кузнецов.
«Сейчас разные ведомства вынуждены обеспечивать работу своих систем самостоятельно. Это влечет за собой определенные расходы на приобретение и обслуживание технической инфраструктуры, содержание специальных помещений, закупку программного обеспечения, найм специалистов, которые смогут обеспечить бесперебойную работу. При этом надо понимать, что, скорее всего, где-то ресурсы техники и людей используются не в полную силу, а по мере загрузки конкретного ведомства. С запуском платформы можно будем пользоваться общим ресурсом: и техническим, и кадровым. Это в свою очередь повысит эффективность работы всех участников», — пояснил Сергей Кузнецов.
Вероятно, платформа, которая будет соответствовать всем необходимым требованиям и предоставлять типовые сервисы и решения для закрытия основных задач госорганизаций, создается с целью прекращения разрозненного расходования бюджетных средств на множество сервисов и сайтов органов исполнительной власти, региональных администраций и других госучреждений, согласился руководитель департамента интеграции Linx Cloud Дмитрий Щегольков.
Запуск «Гособлака» связан с оптимизацией расходов государства на ИТ-инфраструктуру — Минцифры декларирует возможность снижения расходов бюджетных средств по этой статье до 50 %, напомнил архитектор ИТ-инфраструктуры практики «Технологическая трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Александр Черный.
«Единый подход обеспечивает необходимый уровень информационной безопасности, в том числе за счет средств защиты периметра облачной инфраструктуры, защиты от DDoS-атак. Также снижаются риски потребителей “Гособлака”, связанные с приобретением и обслуживанием импортозамещенных программных и аппаратных средств и дефицитом квалифицированных специалистов по ИТ-инфраструктуре. Добавим к этому стандартные преимущества облачных вычислений, такие как легкая масштабируемость и простота в получении новых ресурсов при необходимости, надежность и отказоустойчивость, обеспечиваемые облачным провайдером», — резюмировал Александр Черный.
При переходе на данную платформу может возникнуть ряд сложностей, предупредил Михаил Бочаров. Во-первых, он может потребовать значительных изменений в существующих системах и процессах. Интеграция может занять время и ресурсы, что приведет к временным сбоям в функционировании организаций. Кроме того, необходимо будет провести обучение сотрудников работе с новыми инструментами и сервисами, что также может вызвать определенные трудности. Во-вторых, есть риск столкнуться с проблемами безопасности данных. Необходимо обеспечить надежную защиту информации, передаваемой через облачную платформу, от несанкционированного доступа и киберугроз. Это потребует дополнительных мер по обеспечению безопасности и может вызвать дополнительные расходы. В-третьих, возможны проблемы совместимости с существующими системами и оборудованием, перечислил он.
«Не все организации смогут быстро перейти на новые стандарты и технологии. Однако при грамотном планировании и реализации проекта перехода на “Гособлако”, а также при наличии квалифицированных специалистов, способных справиться со всеми возникающими проблемами, эти сложности преодолимы», — заключил Михаил Бочаров.
Излишняя бюрократизация процесса способна привести к тому, что одно из основных преимуществ облака — гибкость, а именно оперативное выделение ресурсов, быстрый старт, не будут так явно выражены и доступны, что приведет к снижению естественного спроса, а не обусловленного регуляторными мерами, полагает Наталия Ефимцева. Она считает, что недостаточно продуманная миграция в облако в некоторых случаях может привести к росту расходов особенно на первых этапах. Это обычно связано с тем, что происходит смена моделей потребления ресурсов и финансовых расходов.
«Государственные системы и проекты в большей части являются не коммерческими, а социально-значимыми, поэтому вопросы прогнозирования бюджета и его эффективного использования могут влиять на динамику перехода ведомств в “Гособлако”. Встает и вопрос ценообразования платформы, которая, с одной стороны, должна быть в рамках бюджета ведомств, с другой — допускать поддержку в актуальном состоянии. Коммерческие компании, предлагающие облачные платформы как продукт, направляют часть полученных средств на амортизацию и развитие платформы. “Гособлако” также должно развиваться и обновляться в плане оборудования и технологий. Стандартизация — это плюс, но в самом начале от разработчиков может потребоваться адаптациях их решений, если используются какие-то продукты или технологии, не представленные в “Гособлаке”. На это требуется время, возможно, дополнительные компетенции», — пояснила Наталия Ефимцева.
Сложности при переходе в «Гособлако» могут возникнуть только у пользователей, которым нужно будет поменять свои привычки, считает Олег Ивченков. «Россия идет по пути модернизации и унификации информационных систем, и мы рассчитываем, что положительный опыт работы с “Гособлаком” покажет плюсы стандартизации и приведет в итоге к оптимизации ресурсов и сосредоточении на трех ведущих российских операционных системах», — отметил эксперт.
Александр Черный напомнил еще две важные проблемы: совместимость имеющихся у потребителей информационных систем с предоставляемыми «Гособлаком» сервисами и преимущественное расположение большей части мощностей ЦОД «Гособлака» в Москве (порядка 70 % по состоянию на 2023 год), что осложняет возможность использования платформы удаленными регионами.
Сложности могут возникнуть при создании механизмов, обеспечивающих всем сервисам отказоустойчивость, георезервирование «из коробки» и предоставление пользователям платформы необходимых услуг, предположил Дмитрий Щегольков. Еще одним барьером он считает текущую нормативную базу в части информационной безопасности, которая не предусматривает возможности существования множества различных информационных систем, требующих сертифицирования и регулирования, на едином аппаратно-программном фундаменте.
Сергей Кузнецов в целом не видит сложностей перехода в «Гособлако». «Никого не обязывают немедленно переносить все на новую платформу. Но нужно быть готовым к тому, что переходу быть. Готовиться к нему нужно начинать уже сейчас. Все запущенные проекты ведомства еще какое-то время смогут поддерживать самостоятельно, но вот новые проекты необходимо будет запускать уже на “Гособлаке”», — резюмировал Сергей Кузнецов.
Дикий майнинг обуздают
Госдума приняла 30 июля два законопроекта: о майнинге и об экспериментальном правовом режиме, разрешающем использование криптовалют для внешних платежей. 8 августа президент подписал их. Оба законопроекта станут базой для регулирования отечественного рынка криптовалют.
Руководитель практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Дарья Титкова напомнила, что формально одним из первых шагов к легализации криптовалюты стало принятие в 2020 году закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Тогда законодателем было закреплено понятие цифровой валюты, к которому относится криптовалюта. При этом использование криптовалюты в качестве платежного средства в России находилось под запретом, она могла участвовать в гражданском обороте только как имущество (актив).
«Недавно подписанный законопроект не легализует криптовалюту, а восполняет пробелы в правовом регулировании порядка создания этого актива (майнинг) и его оборота в нашей стране и устанавливает исключительные случаи, в которых криптовалюта может быть использована в качестве инструмента взаиморасчетов между сторонами», — пояснила юрист.
По ее словам, таким образом предпринята попытка подробно урегулировать порядок осуществления деятельности по созданию криптовалюты. Закреплены понятия майнинга, майнинг-пула, лица, организующего деятельность майнинг-пула, майнинговой инфраструктуры и ее оператора. Криптокошелек поименован в качестве адреса-идентификатора. Создаются два реестра: лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и операторов майнинговой инфраструктуры. Майнинг как вид предпринимательской деятельности разрешен как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), так и для физических лиц, но при условии соблюдения последними лимитов энергопотребления, установленных правительством. При этом не имеют права заниматься майнингом ИП, имеющие судимость за несколько категорий преступлений. В отдельных регионах правительство и вовсе вправе запретить майнинг. Кроме того, майнеры должны предоставлять информацию о получении цифровой валюты, криптокошельке в уполномоченный орган, определенный правительством. За нарушение порядка осуществления майнинга допускается уменьшение максимальной присоединенной мощности вплоть до полного отсоединения от электрической сети.
«Продажу криптовалюты формально не запретили, но активный маркетинг в этой отрасли теперь под запретом. Так, нельзя рекламировать криптовалюту и услуги, связанные с ее обращением, а продавать такие услуги через интернет станет существенно сложнее. Привлечение инвестиций в крипте через публичное предложение разрешено только через регистрацию ценных бумаг. Теперь наиболее безопасный канал продаж криптовалюты — сарафанное радио, хотя ответственность за рекламу и публичное предложение криптоуслуг пока не установили», — уточнила Дарья Титкова.
Цифровые финансовые активы официально могут использоваться в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам. Юридические лица, личным законом которых является российское право, физические лица — налоговые резиденты России теперь вправе получать цифровую валюту в результате выпуска цифровой валюты, а также в качестве вознаграждения за подтверждение записей в информационной системе, если они осуществляют майнинг или организуют деятельность майнинг-пула, рассказала она.
«Таким образом, в условиях стремительного развития цифровых инноваций законодатель предпринял очередную попытку обозначить пределы законного использования криптовалюты, которая не сделает предпринимательскую деятельность в этой отрасли легче, но поможет предпринимателям и держателям криптовалюты наиболее эффективно прогнозировать и снижать правовые риски от обладания и использования этого актива. С учетом тотального контроля Центобанка за обращением иностранных цифровых прав, к которым, вероятнее всего, по задумке законодателя относятся и стейблкойны (общее название криптовалют, обменный курс которых стараются стабилизировать, — прим. ред.) типа USDT, остается ждать, сочтет ли регулятор их в качестве отвечающих критериям, необходимым для обращения на территории России», — подытожила Дарья Титкова.
Законодательное урегулирование майнинговой деятельности и разрешение на проведение международных расчетов с использованием криптовалюты в рамках экспериментального правового режима обусловлено как ее широким распространением в среде инвесторов с высоким аппетитом к риску, так и сложностями в проведении международных платежей традиционными способами, считает старший партнер «O2Consulting» Татьяна Сафонова.
«Формально майнинг как таковой не был запрещен в России, как и сделки с криптовалютой, поэтому участники российского рынка, в особенности частные инвесторы, активно проводили эти операции, которые в последнее время достигли значительных объемов. Они законодательно не регулировались, и было невозможно ни обеспечить защиту прав инвесторов, ни ограничить дикий майнинг, который зачастую лишал потребителей электроэнергии в самый неподходящий момент», — пояснила Татьяна Сафонова.
Она добавила, что несмотря на принятие закона, возможность его практического применения обусловлена принятием ряда подзаконных нормативных актов. Поскольку они находятся в стадии разработки, в настоящий момент нет однозначного понимания того, как закон будет реализовываться. Банк России и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти только начали разрабатывать конкретные правила ведения разрешенной деятельности. Хотя закон предусматривает возможность организованной торговли криптовалютой, пока ни одна биржа не выразила желания начать торги цифровыми валютами.
«Несмотря на разрешение проведения некоторых операций с криптовалютой, ее правовой статус до сих пор не определен. На практике ее квалифицируют как разновидность имущества, но законодательно это пока установлено только в целях применения отдельных законов. В данной связи пока не определен порядок налогообложения операций с криптовалютой. Сейчас к ней применяются общие требования в отношении налогообложения операций с имуществом, которые не подходят для налогообложения криптовалюты при использовании ее как средства платежа. Поскольку в отличие от сделок купли-продажи крипты при оплате криптой, очевидно, не возникают доходы и расходы, и как исчислять в данном случае налоги, непонятно», — рассуждает Татьяна Сафонова.
Учитывая широкий перечень необходимых к принятию подзаконных актов, запрет на рекламу операций с криптовалютой, складывается впечатление, что данные операции будут так зарегулированы, что проводить их сможет только ограниченный круг лиц, а большинству участников рынка они станут еще менее доступны, чем прежде, полагает эксперт.
«Повышение уровня контроля за операциями может сделать крипту непривлекательным активом для частных инвесторов в России», — резюмировала Татьяна Сафонова.