ФАС опубликовала план цифровой трансформации на портале Федеральной государственной информационной системы координации информатизации. Из документа следует, что к 2023 году ведомство планирует потратить на разработку и запуск «Антикартеля» 110 млн рублей, пишет «Коммерсант».
Система будет работать на основе распределенного хранилища больших данных, соединенных в единый кластер. Для автоматизированного поиска возможных нарушений антимонопольного законодательства предполагается внедрение скринингового сервиса, основанного на технологиях машинного обучения и ИИ, пояснили изданию в ведомстве.
Аналогичные решения уже используются зарубежными и российскими компаниями для анализа действий конкурентов на открытом рынке, отмечают эксперты. Техническая и даже методологическая реализация задачи не составляет проблемы, отмечает директор практики данных и аналитики Accenture в России Михаил Садофьев. «Можно предположить, что сговор будет определяться как по сверке ценовых предложений и движений рынка, так и по косвенным признакам. В их числе, например, новостной фон, изменение аффилированности и даже соцсети», — полагает он.
Скорее всего, информация будет аккумулироваться в едином хранилище данных с распределением по разным центрам обработки данных, полагает гендиректор «РТС-Тендера» Владимир Лишенков. «При помощи технологии больших данных каждый новый источник будет обогащать сведениями из уже созданных объектов мониторинга: заказчиков, поставщиков, закупки», — добавляет он. Параметрами для анализа, по мнению Лишенкова, могут стать IP-адреса, с которых ведется активность, и их пересечение между поставщиками, а также предмет закупок и группировка поставщиков по номенклатуре участия.
Аналогичные скрининговые сервисы внедряются в компаниях с 2012 года, но в случае с проектом ФАС могут возникнуть нормативные затруднения, предупреждает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Крайне сложно сделать так, чтобы решения и выводы АИС имели юридическую силу в суде. Для этого придется подготовить «большую законодательную нормативную базу», поясняет он.
Ранее сообщалось о планах Минюста создать цифрового юриста.