«Новый налог — это мероприятие, которое входит во второй пакет мер поддержки отрасли, его кодовое название — “Цифровой налог”. Предполагается взимать дополнительную плату с компании, которая пользуется данными россиян и формирует рекламную политику на территории РФ. Например, при анализе поведения пользователя в сети для запуска контекстной рекламы», — рассказал «Ведомостям» один из участников совещания.
Собранные средства будут направляться на поддержку российской ИТ-отрасли, говорит собеседник издания. Примерный срок принятия решения по данному вопросу — до середины текущего года.
Информацию о возможном введении «Цифрового налога» подтвердил «Ведомостям» еще один участник заседания. Он добавил, что обсуждалась также возможность перераспределения средств уже взимаемого НДС на оказание иностранными организациями услуг в электронной форме, известного как «налог на Google».
Разговор о перераспределении налоговых поступлений и введении нового налога зашел потому, что льготы и меры поддержки для российских ИТ-компаний больше невозможно расширять за счет бюджетных средств. По словам участников совещания, об этом заявил Чернышенко. Отрасль высоких технологий и так пользуется значительными налоговыми льготами, чреватыми выпадающими доходами бюджета.
НДС на электронные услуги приносит в бюджет порядка 50 млрд рублей в год, что меньше, чем потенциальные потери компаний, не имеющих права на льготную налоговую ставку, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, более эффективным было бы не перекрестное субсидирование одних игроков рынка за счет других, а возврат к облегченной форме получения нулевого НДС для разработчиков и исключение двойного налогообложения для российских ИТ-компаний, предлагающих свои услуги через иностранные платформы.
«Прямая увязка налоговых платежей с определенными направлениями расходов противоречит принципу общего покрытия расходов бюджетов. Следовательно, потребуется внести изменения в соответствующие статьи Бюджетного кодекса», — объясняет старший преподаватель кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Козлов. Такой механизм может пойти вразрез с режимом наибольшего благоприятствования, предупреждает он.
«Целевая поддержка может быть благом в некоторых случаях. Но основное, что ожидается от государства, — сохранение прозрачного регулирования, обеспечение устойчивого спроса, в том числе со стороны госструктур как крупнейшего заказчика, и оптимальное налогообложение», — считает генеральный директор компании «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. В первую очередь важно сохранение последовательной политики в этой части. Финансовые подпорки для работающих по рыночным правилам компаний вторичны, считает он.
«Многое зависит от наличия или отсутствия политической воли и наличия консенсуса между ветвями власти относительно необходимости внесения изменений в законодательство, — считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Как показывает практика, ввести новый налог возможно даже за месяц. Другой вопрос — насколько грамотно будут интегрированы изменения, насколько тщательно продуманы и проработаны нюансы, связанные с последующим применением норм, отмечает он.
Ранее сообщалось, что более 250 руководителей ИТ-компаний участвуют в подготовке второго пакета льгот, направленного на поддержку отрасли.