Самая ранняя публичная статистика по биллингам относится к 2016 году: тогда суды рассмотрели 126,3 тыс. запросов на их получение. В течение 2018-го в суды поступила 251 тыс. таких ходатайств, а в 2020 году — 312,6 тыс, пишет РБК.
В то же время количество запросов на прослушку и доступ к переписке снижается: в 2015 году суды рассмотрели 243,8 тыс. ходатайств «о контроле и записи телефонных и иных переговоров», в течение 2017-го их поступило 87 тыс., а в 2020 году — только 34 тыс.
Руководитель проекта «Сетевые свободы» адвокат Дамир Гайнутдинов связывает рост запросов на биллинг с тем, что данные о соединениях с базовыми станциями могут дать силовикам много информации, даже если человек не пользуется голосовыми звонками и СМС. «Мобильные телефоны, на которых установлены защищенные мессенджеры, по-прежнему вынуждены соединяться с базовыми станциями. Сведения об установлении соединений между пользовательским оборудованием, о геолокации, о времени соединения с конкретными базовыми станциями — весь этот огромный массив информации сейчас научились обрабатывать гораздо лучше, это чрезвычайно важные и информативные данные. Поэтому тут рост», — поясняет он.
Ранее в Госдуме выступили против раскрытия сведений об абонентах.