В рамках создания системы планируется принять законопроект, который обяжет иностранные компании с аудиторией более 100–500 тыс. пользователей на территории России регистрировать юридические лица в РФ и платить здесь налоги, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свой источник, знакомый с ситуацией.
В проекте будет предложено несколько вариантов регистрации: дистанционно в личном кабинете Федеральной налоговой службы или путем создания дочерних обществ совместно с российскими компаниями — в таком случае нести ответственность за иностранную компанию будет местный представитель ее товарного знака. После принятия проекта у зарубежных сервисов будет месяц, чтобы подать заявку на регистрацию —в противном случае им могут грозить «санкции».
Такая мера необходима для обеспечения равных условий исполнения законодательства для иностранных и российских компаний, работающих на территории нашей страны, объясняет председатель комиссии московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Александр Журавлев. Российские компании, в отличие от зарубежных, обязаны платить НДС, и такое неравенство заставляет их регистрироваться за рубежом, отмечает он. В их числе, например, «Яндекс» и Telegram.
Под требования новой инициативы могут попасть, к примеру, Facebook и Google, которые зарабатывают в России на рекламе, считает заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин. «Также это могут быть агрегаторы услуг, формирующие значительную выручку в России, например Booking и Amazon, а также контентные и игровые сервисы, например Wargaming.net и Steam, владельцы мессенджеров, социальных сетей и магазины приложений», — перечисляет он. За несоблюдение требования по регистрации юрлиц в России АЮР предлагает запретить приложениям иностранных компаний размещаться в магазинах приложений для российской аудитории и размещать рекламу госорганов и компаний с госучастием.
Система «цифрового резидентства» нужна не только для удаленной регистрации юрлиц, но и чтобы дать ИТ-компаниям возможность электронного документооборота, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его словам, это обсуждалось на одном из совещаний с участием Минцифры. Введение такой практики в России, по его мнению, повысит привлекательность юрисдикции.
Введение электронного документооборота вряд ли мотивирует иностранные компании открывать представительства в России, уверен директор некоммерческой организации «Информационная культура» Иван Бегтин. Он напоминает, что в России есть представительства крупных ИТ-компаний, но нет представительств у крупных медиакомпаний. Если же давление усилится, каждая компания будет еще тщательней взвешивать, насколько ей важен российский рынок, считает Бегтин.
Ранее в Общественной палате призвали создавать представительства зарубежных ИТ-компаний в России.