Потребителям — права, компаниям — обязанности
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязывает указывать в договорах об онлайн-подписках срок их действия, размер и период платежей, порядок отказа от услуг. Законотворцы пояснили, что таким образом удастся сделать предоставление платных услуг цифровых сервисов и платформ более прозрачным для граждан.
Инициатива стала важным шагом в защите прав потребителей: введение обязательных условий в договоры поможет избежать недоразумений и излишних списаний денежных средств, что особенно актуально в условиях роста цифровых подписок и экспоненциального роста числа жалоб граждан, отметила старший менеджер практики «Государственные и социальные инициативы» компании «Рексофт Консалтинг» Оксана Кулакова.
Так как сейчас у поставщиков услуг цифровых сервисов нет четко прописанных обязанностей в предоставлении исчерпывающей информации об условиях оказания услуг и способах расторжения абонентского договора, потребители оказались вне действия норм закона о защите прав потребителей, пояснила руководитель Управления Объединения потребителей России по судебной защите, обозреватель Агентства информирования потребителей «ОСОКА» Татьяна Березовская. В связи с этим она считает, что законодатель оправданно восполняет этот пробел.
«К нам обращались с жалобами на маркетплейсы, списавшие деньги с карт, реквизиты которых потребитель удалил из перечня платежных средств в личном кабинете. Законопроект запрещает такие списания в ряде случаев. Так, если потребитель отказался от абонентского договора, то продавец (исполнитель) вправе списывать деньги только в счет погашения задолженности по уплате периодических платежей, которая возникла до момента отказа от абонентского договора», — пояснила Татьяна Березовская.
Она уточнила, что в первой редакции законопроекта, внесенного в Госдуму, этот вопрос предлагалось решить более радикально. Так, при оплате товаров, работ, услуг в Интернете продавцу запрещалось списывать деньги с банковских счетов (платежных инструментов), от использования в расчетах которых потребитель отказался в электронной форме. Удаление реквизитов банковских счетов потребителя из личного кабинета на сайте продавца означало его отказ от использования данных банковских счетов в расчетах с продавцом.
«Из доработанной редакции законопроекта исключили положения, предусматривающие уведомление потребителя о предстоящих списаниях за платные цифровые подписки, в том числе осуществляемые периодическими платежами. На мой взгляд, предложения по указанным вопросам в первой редакции наиболее полно отвечала интересам потребителей», — считает Татьяна Березовская.
Законопроект назревал в нашей стране с учетом текущих тенденций и потребностей рынка, но, как показывает международная практика, регуляторы разных стран обращают пристальное внимание на этот рынок, отметила Оксана Кулакова.
«В США и Великобритании действуют строгие правила, защищающие потребителей от “подписочных ловушек”: там компании обязаны предоставлять четкую и понятную информацию о подписках, условиях их отмены и автоматического продления. Аналогичные правила действуют в Германии и Франции. В Германии потребители могут легко отменить подписку в онлайн-режиме, их информируют о предстоящих автоматических продлениях. В Японии и Китае компании предоставляют полную информацию о стоимости и условиях подписок, также обеспечивают легкий процесс отмены. В Южной Корее, помимо этого, ввели правила, нацеленные на предотвращение автоматического продления подписок без явного согласия потребителя. Эти примеры показывают, что регулирование подписок стало глобальной тенденцией, направленной на защиту прав потребителей и повышение прозрачности на рынке цифровых услуг», — пояснила Оксана Кулакова.
Эксперт предположила двоякое влияние законопроекта на компании. С одной стороны, повышение прозрачности и доверия потребителей может привести к увеличению числа клиентов и, соответственно, прибыли. Пользователи будут чувствовать себя более защищенными и уверенными в своих подписках, что может стимулировать их к заключению новых договоров. С другой стороны, компании могут столкнуться с дополнительными административными затратами на приведение новых и имеющихся договоров в соответствии с новыми требованиями. Кроме того, они могут потерять часть выручки от так называемых молчунов — автоматически продлеваемой клиентской базы и снизить среднюю выручку на одного пользователя. Однако в долгосрочной перспективе положительный эффект от повышения доверия и удовлетворенности клиентов может перевесить первоначальные затраты, резюмировала Оксана Кулакова.
Сейчас готовятся поправки к законопроекту, но в любом случае его эффективность будет зависеть от добросовестности поставщиков услуг, поскольку на них возлагаются новые обязанности, и от санкций за их нарушения — существующих, или, возможно, введенных впоследствии, полагает Татьяна Березовская.
В госсекторе только отечественные хостинги
Госструктурам запретили использовать иностранные хостинги в своих информационных системах и обязали их выбирать отечественных хостинг-провайдеров из реестра Минцифры.
Во всех секторах бизнеса зарубежные игроки занимали более 20 % российского рынка хостинга и облаков, и их массовый уход подстегнул спрос на услуги отечественных провайдеров, которые стали вкладываться в развитие собственных технологий, так как клиенты привыкли к зрелым продуктам и высокому качеству сервиса, пояснил генеральный директор «Астра Облако» (входит в «Группу Астра») Константин Анисимов.
«При этом госструктуры проявляют осторожный интерес к облачным технологиям из-за более высоких требований к безопасности данных. Специфика взаимодействия с госструктурами в первую очередь связанна с безопасностью данных и использованием отечественного программного обеспечения (ПО). Например, для госструктур важны шифрование сетей, использование темной оптики, работа на ПО с сертификатами ключевых регуляторов рынка. Как правило, также требуется аттестация инфраструктуры или всей информационной системы», — пояснил Константин Анисимов.
Он уточнил, что облачная инфраструктура Astra Cloud построена на платформе Astra Infrastructure Cloud (AIC) от «Группы Астра», ее публичные облака работают на отечественном ПО, а операционная система Astra Linux, служба каталогов ALD Proи СУБД Tantor прошли сертификацию ФСТЭК России, причем операционная система получила самый высокий уровень доверия по критериям регулятора.
«Так что мы готовы удовлетворить многочисленные требования к облакам госсектора. Публичное облако Astra Cloud стремится занять свою долю рынка: мы создавались с прицелом на работу с государственным сектором и крупным бизнесом, потому что знаем особенности этих сегментов и являемся софтверной и сервисной компанией, способной закрыть ключевые потребности, связанные с безопасностью данных и построением сложных облачных инфраструктур», — заключил Константин Анисимов.
Российские госструктуры всегда использовали только отечественный хостинг, соответственно, новые правила особо не повлияют на рынок, разве что произойдет перенос сайтов и информационных систем от хостинговых компаний, которые не попали в реестр Минцифры, считает генеральный директор компании «АдминВПС» Олег Свирчев.
«Мы пока не смогли выполнить все требования для попадания в этот реестр, поэтому опыт взаимодействия в этом плане с госсектором еще не приобрели», — пояснил он.
Тариф без разрешения не менять!
Вступили новые правила оказания услуг сотовой связи. Теперь операторы связи не могут сменить тарифный план без согласия клиента, но по-прежнему имеют право повышать абонентную плату в одностороннем порядке. Это касается всех услуг, входящих в пакет: звонков, СМС, мобильного интернета. Сотовые операторы и эксперты рынка, к которым обращался «Телеспутник», предпочли не комментировать эту тему.
Ранее «Телеспутник» писал о том, что Роскомнадзор (РКН) продолжает активную борьбу с нарушениями в области интернет-рекламы, о чем свидетельствуют свежие данные по административным взысканиям.