Три заявки на товарные знаки
Осенью 2023 года в Роспатент поступили три заявки на регистрацию товарных знаков с упоминанием слова «YouTube». Среди них оказались «YouTube BrandConnect», «YouTube Super stickers» и «YouTube Super chat».
В качестве заявителя выступает юридическое лицо «Гугл ЭлЭлСи» (Google LLC), зарегистрированное на территории США. В качестве адреса для переписки указываются два юриста из московского ООО «Севен Хиллс Лигал» — Александра Бахтиозина и Анастасия Варакина. «Телеспутник» сделал им запросы по поводу регистрации товарных знаков, но на момент публикации статьи ответы не получил.
Товарные знаки, которые хочет зарегистрировать «Гугл ЭлЭлСи», обозначают инструменты монетизации контента авторов, размещающих свои видео на YouTube, объяснил «Телеспутнику» юрист Maxima Legal Кирилл Катков.
«Как следует из информации, представленной на официальном сайте Google, на платформе YouTube BrandConnect авторы могут находить предложения о создании рекламного контента и договариваться о сотрудничестве с брендами напрямую, а рекламодатели, в свою очередь, имеют собственную панель для поиска авторов и проведения кампаний. Доступ к платформе BrandConnect могут получить пользователи, которые, в частности, участвуют в партнерской программе YouTube и которым доступно распределение дохода от рекламы и YouTube Premium. В настоящий момент доступ к платформе BrandConnect имеют только пользователи США и Индии», — отметил Катков.
Он добавил, что Super chat и Super stickers являются альтернативными по отношению к рекламе способами монетизации контента и представляют собой платные текстовые сообщения и анимированные изображения, которые зрители могут отправлять в чат, чтобы общаться с авторами и поддерживать их.
«Исходя из описания заявок на регистрацию товарных знаков, последние планируется использовать для индивидуализации, в частности, программного обеспечения, обеспечивающего возможность передачи сообщений и финансовых транзакций членами онлайн-сообщества, а также платформы для продвижения, рекламы и маркетинга брендов, продуктов и услуг, обеспечивающей общение, коммуникации между предприятием и отдельными владельцами брендов и поставщиками контента», — уточнил Катков.
Заявки должны принять
Опрошенные «Телеспутником» юристы считают, что у «ГуглЭлЭлСи» не возникнет проблем с регистрацией перечисленных товарных знаков.
«Следует отметить, что на регистрацию товарного знака подало не российское юридическое лицо ООО “Гугл”, и даже не ее единственный учредитель “Гугл Интернешнл ЭлЭлСи”, а “Гугл ЭлЭлСи” — то есть лицо, формально юридически не имеющее отношения к российскому ООО “Гугл”, находящемуся в процедуре банкротства», — отметила в беседе с «Телеспутником» советник практики разрешения споров юридической компании «ССП-Консалт» Лейла Тагиева.
Это означает, что для правообладателя вновь регистрируемых товарных знаков «Гугл ЭлЭлСи» нет рисков как отказа в государственной регистрации по причинам, связанным с банкротством ООО «Гугл», так и формальных рисков обращения взыскания на такие товарные знаки по долгам российского «Гугла» — по крайней мере до момента, пока «Гугл ЭлЭлСи» не будет признано в судебном порядке конечным бенефициаром и привлечено к субсидиарной ответственности.
«На наш взгляд, у “Гугл ЭлЭлСи” высокие шансы на регистрацию, так как мы не усматриваем ни одного из оснований для отказа в такой регистрации в соответствии со статьей 1483 ГК РФ. Даже текущая геополитическая обстановка не дает Роспатенту такой юридической возможности», — подчеркнула Тагиева.
Кирилл Катков считает, что решение, которое примет Роспатент, не будет основано на политических мотивах. По его словам, как видно из практики Роспатента, с момента возникновения нынешней геополитической ситуации по заявкам «Гугл ЭлЭлСи» было зарегистрировано несколько товарных знаков — в частности, Outline, Checks, Chrome OS Flex.
Более того, имеются случаи отмены Палатой по патентным спорам решений Роспатента об отказе в регистрации товарных знаков по заявкам «Гугл ЭлЭлСи» — например, в отношении товарного знака Flutter International.
«Имевшие же место в рассматриваемый период отказные решения Роспатента в отношении заявок “Гугл ЭлЭлСи” на регистрацию товарных знаков, на наш взгляд, являлись формально обоснованными, например, в отношении товарного знака Google Orion», — уточнил Катков.
Google хочет полноценно вернуться
Зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в беседе с «Телеспутником» отметил, что все три товарных знака, на регистрацию которых поданы заявки, касаются работы рекламных инструментов YouTube. Super chat и Super stickers — это дополнительные способы монетизации трансляций, а BrandConnect предназначен для сотрудничества рекламодателей с видеоблогерами.
«Учитывая, что все финансовые отношения между Google и гражданами РФ были прекращены почти два года назад, может возникнуть вопрос, зачем корпорации потребовалось официально регистрировать свои маркетинговые инструменты как торговые марки», — отметил парламентарий.
По мнению Горелкина, самым логичным объяснением может быть долгосрочная стратегия Google по возврату на российский рынок. Компания потратила слишком много средств и усилий, чтобы сделать YouTube для граждан РФ «вторым телевизором». По словам депутата, корпорация отчетливо понимает, что после того, как сервис прекратит работу в РФ, большинство пользователей попросту перейдут на альтернативные российские видеохостинги. И тогда после изменения геополитической обстановки вернуть позиции YouTube будет почти невозможно.
«Думаю, что Google занял выжидательную позицию и пытается сохранять контроль за ситуацией. Для меня, конечно, удивительно, как соотносится это желание YouTube обеспечить государственную охрану своих торговых марок с патологическим отрицанием ответственности за нарушения российских законов, касающихся распространения информации. Предписания Роскомнадзора видеохостинг не выполняет, отечественных блогеров с патриотической позицией дискриминирует, штрафы не платит. Возможно, государству стоит перейти к политике “нулевой терпимости” в отношении отъявленных нарушителей законов», — подчеркнул Горелкин.
Кирилл Катков отметил, что с весны 2022 года, как подчеркивается на сайте Google, «временно», приостановлен показ рекламы на YouTube пользователям, находящимся в России. Функции, связанные с монетизацией контента, в том числе YouTube Premium, Super chat и Super stickers оказались заблокированы. Таким образом, авторы из России не могут использовать продукты и услуги, для обозначения которых предназначены товарные знаки и знаки обслуживания YouTube BrandConnect, YouTube Super chat и YouTube Super stickers.
«Подачу заявок на регистрацию товарных знаков в этих условиях можно рассматривать как свидетельство того, что Google рассматривает нынешнюю геополитическую ситуацию как временную и готовится вернуть пользователям из России доступ к инструментам монетизации контента и, более того, расширить возможности авторов по интеграции рекламы в видео», — пояснил Катков.
Он добавил, что Google, вероятно, хочет заранее застолбить за собой товарные знаки, чтобы на время приостановления своей деятельности на территории России такие знаки не были зарегистрированы за иными интересантами.
Намерение зарегистрировать товарные знаки в отношении продуктов, связанных именно с монетизацией контента на YouTube, возможно, обусловлено судебными делами против компании «Гугл ЭлЭлСи» — например, по иску каналов ТВЦ, НТВ, а также Первого канала, в рамках которых последнюю обязали восстановить доступ к заблокированным каналам и их монетизацию.
О сохранении интереса к российскому рынку свидетельствует также факт инициирования «Гугл ЭлЭлСи» в российском суде спора о досрочном прекращении защиты товарного знака Meets. Очевидно, что действия «Гугл ЭлЭлСи» направлены на устранение препятствий к регистрации в России своего товарного знака, содержащего обозначение Meets, подытожил Катков.