Вожицки стала во главе YouTube в период бурного роста видеосервиса. Google управляла им уже восемь лет (сделка состоялась в 2006-м), на платформе были внедрены новые технологии, в частности, поддержка разрешения 4K, видео с высокой кадровой частотой, а количество пользователей превышало 1 млрд, согласно данным Omnicore.
Основные же достижения нового гендиректора связаны с развитием сервисов и монетизации. При Вожицки было запущено отдельное приложение для детей с настройками родительского контроля, внедрена платная подписка, создана собственная платформа стриминга телеканалов, а также игровой сервис. Не все из них прижились сразу, а кое-что пришлось и вовсе свернуть. К примеру, проблемы сопровождали приложение YouTube Kids — его критиковали за публикацию видео не для целевой аудитории, интеграцию рекламы. Сервис YouTube Gaming просуществовал почти четыре года и был закрыт, потому что геймеры попросту не понимали, зачем он нужен в ситуации, когда их задачам полностью отвечал основной YouTube.
О финансовых результатах достаточно судить по следующему факту: если по итогам 2017 года рекламная выручка YouTube составляла 7,3 % от общей выручки материнской компании Google, то по итогам 2022-го — 11,35 %, по информации Statista.
Однако самым важным активом видеохостинга стала его аудитория. Только представьте себе, что у вас есть миллиард зарегистрированных пользователей (а сегодня их уже 2,6 млрд), сведения о которых — страна проживания, пол, возраст, интересы — представляют собой практически ничем не ограниченный инструмент для рекламных кампаний. В этом смысле YouTube был очень эффективен, что доказывает все тот же рост рекламной выручки.
Но крупные рекламодатели из числа американских корпораций ведь преследовали не только рекламные цели. Незаметно и планомерно платформу превратили в источник политических манипуляций, способ формирования определенных нарративов. Аудитория для этих задач была идеальная: согласно отчету Pew Research Center, 95 % американцев в возрасте 18–29 лет и 91 % в возрасте 30–49 лет пользуются YouTube. Политически и экономически это самая активная прослойка населения. Предположу, что в остальных странах, где доступен американский видеохостинг, ситуация с аудиторией вряд ли отличается кардинально.
Некоторые изменения видеосервиса делались полностью в угоду корпораций. Вспомните хотя бы обновленную политику использования или скрытие счетчика дизлайков.
Некоторые изменения видеосервиса делались полностью в угоду корпораций. Вспомните хотя бы обновленную политику использования, по условиям которой все видео на платформе стали сопровождаться рекламой, и не важно, согласился автор участвовать в партнерской программе или нет. Этот шаг был выгоден крупным рекламодателям — они получали более широкий охват и частоту для рекламных сообщений. Да и сам YouTube, чего уж скрывать, был не прочь увеличить выручку.
Или скрытие счетчика дизлайков. В YouTube заявляли, что пошли на этот шаг в результате проведенного эксперимента — он показал, что пользователи реже нажимают дизлайк, если не видят число негативных оценок под роликом. Дескать, дизлайки чаще всего ставят начинающим авторам с небольшим количеством подписчиков. «Мы хотим создать на YouTube безопасную инклюзивную среду для развития и самовыражения. Скрытие счетчика дизлайков — один из шагов на пути борьбы с необоснованным негативом, с которым сталкиваются авторы», — объясняли представители видеохостинга. Но по странному стечению обстоятельств это решение совпало со своеобразной войной, которую пользователи YouTube устроили контенту, где продвигалась ЛГБТ-повестка. Такие видеоролики регулярно тонули от негативных комментариев и оценок. А поскольку тема инклюзивности для американских корпораций — крупнейших рекламодателей на платформе — являлась неприкасаемой, да к тому же хорошо продавалась, то Google именно их сторону и выбрала. Хотя публично и назвала другие причины решения.
Известные события 2022 года вскрыли другой гнойник на теле американского видеохостинга. Когда понадобилось удалить с платформы видео с неправильной точкой зрения, в YouTube не пожалели никого — закрыли всех, от маленьких каналов до миллионников. Частично ситуация затронула и канал «Телеспутника»: нам заблокировали один из видеороликов, но после апелляции восстановили доступ к нему.
Бизнес и политика часто идут рука об руку. А крупные американские корпорации не стесняются использовать политику как инструмент достижения своих интересов. И деятельность Вожицки на посту гендиректора YouTube — тому яркий пример. За эти девять лет платформа отработала повестку на отлично, доказала свою медийную эффективность, а в итоге — расстроила всех. Это не мой вывод, а слова самой Вожицки, которая в интервью изданию Vox именно такими словами (“We managed to upset everybody”) описала последствия принятых компанией ключевых решений. Сьюзан, не стоит оправдываться, ты отлично справилась со своей ролью!