В слове «методичка» нет негативного звучания – один позитив. С греческого «метод» – путь исследования/познания – способ достижения цели. Ряд новостей российского цифрового регулирования на неделе сильно впечатляют и радуют именно фактической логикой и методичностью:
1. Правительство РФ распорядилось сокращать премии главам госкомпаний за недостижение показателей цифровой трансформации (ЦТ).
2. Минцифры думает создать лояльное Linux-сообщество разработчиков из стран, готовых работать с РФ.
3. Правительство РФ отложило установление утилизационного сбора на ввоз иностранного ИКТ-оборудования, имеющего российские аналоги.
Все три события ярко свидетельствуют о появлении в России, наконец, открытой, понятной, позитивной и динамичной национальной индустриальной регуляторной политики в ИКТ-отрасли. Осознанной, принципиальной, последовательности. Для любой политики это – благо. Вот бы еще колёсики нашей бюрократии крутились побыстрей. Хотя это уже – смешные хотелки. Скоро только боты родЯтся!
Но, обо всем – по порядку. Правительство утвердило основания депремирования директоров госорганизаций за невыполнение принятых ими стратегий ЦТ. Премию могут уменьшить аж на 20%. А ЦТ-стратегию обязаны иметь все госы. Позитив? Безусловно! Особенно, если вспомнить невнятицу, что творилась в ЦТ-оценках с появления в 2018-м программы «Цифровая экономика РФ».
Показатель «Цифровая зрелость» – из национальной цели «Цифровая трансформация» июльского 2020-го Указа Президента. Подуказные методички Минцифры вышли тогда формальными. Даже в декабре 2022-го уважаемая глава АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская едко заявляла: «Программы ЦТ по методичкам Минцифры нужно переписывать… коэффициент ЦТ – бессмысленен. Что мы хотим, трансформировать на 38%? Давайте с ЦТ повышать, например, на 38% производительность труда!»
Но, поработав еще годик, в январе 2024-го Минцифры выпустило вполне качественные рекомендации по ЦТ госов. Со смысловыми, вычисляемыми 25-ю индикаторами – роста выручки, снижения затрат, продаж в цифровых каналах и прочем за счет ЦТ. С ними теперь логично подошли к ответственности трансформирующихся. На основе внятных критериев механизм отрицательного поощрения должен работать. Хорошо это для отечественного цифрового развития? Да – просто прекрасно!
Лояльное, активное и большое Linux-сообщество, возможно – не реализуемая идея. И долгую ставку на открытое ПО делать все нельзя: это – глупо и опасно. За каждым «открытым» проектом стоит одна или ряд западных ИТ-корпораций. Любые правила они поменяют в любой момент. Даже тем, кто ждет «конца войны» или «изменения ситуации», ясно: на фронте победа будет за нами. Но в ИКТ наша битва с Западом – навсегда.
Еще в сентябре 2021-го глава АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская с разработчиком Игорем Ашмановым в открытом письме предупредили Правительство РФ: «Желание протянуть руку и взять готовое ноу-хау с Запада – понятно: оно – более развито, функционально и как бы доступнее... навсегда встроившись в систему получения бесплатной похлёбки. Такое решение – гибельно!»
Да, все «российские» ОС, та же «Аврора», построены на Linux. Важно сохранить темп их развития, связь с большим и ценным заделом Linux. И Минцифры фактически предлагает строить форк (ветвь) ядра Linux. Теоретически участниками могут стать разработчики, в т. ч. из КНР. Китаю удалось дальше других продвинуться в создании собственных ОС даже без Linux. Но, вряд ли там станут делиться ИКТ-наработками, а уж санкций США китаец боится больше всех.
Однако радостно, что отключение РФ от Linux власти и программеры начали обсуждать загодя. Готовясь к неизбежному, практически каждый разработчик ОС аудировал или создал свой репозиторий. Все понимают, что рестрикции усугубятся. Нужны новые решения и шаги. Власти с бизнесом активно ищут и совершают их вместе. Пусть – не быстро, с опозданием, но это весьма эффективный модход, механизм и метОда.
Отказ быстрого введения утильсбора на иностранную ИКТ-электронику, все очень надеются – временный. Есть основания так полагать. Уж больно логичен подход, который сформулировала сама национальная цифровая администрация. Ведь этим власти твёрдо планировали «мягко» поддержать отечественных производителей электроники.
В Стратегии развития отрасли связи до 2035 года, принятой в ноябре 2023 года подчеркнута целесообразность утильсбора на ино-ИКТ-оборудование. Идею обсуждали с 2022 года. В октябре 2023 года цифровой министр Шадаев предположил, что эту меру введут уже в середине 2024 года.
«С китайцами сложно конкурировать. Но, вряд ли мы станем доплачивать заказчикам российского оборудования. Наверно, будем выравнивать ценовые условия утильсбором, – сказал министр на «ЦИПР-2024», – перейти к жесткой КИИзации можно в любой момент. Это – "дубинка", но мы все-таки хотим найти правильный баланс. Принуждение – в сегментах, где переход на отечественное критичен, в остальных – долгосрочная мотивации операторов к переходу на российские решения».
Вроде как – всё логично. Ну – имейте же твёрдость решительно и быстро действовать этим мягкими методами! Пока – отступили. Под давлением, возможно, импортёров и их крупных госзаказчиков.
Нужно повторить: в госполитике цифрового импортозамещения появилась методичность, последовательность. И у многих на рынке от этого укрепилась вера – наступление технезависимости России неизбежно как победа Мирового Коммунизма. К тому же опыт Китайской Народной Республики это полностью доказывает.