img25 октября 2023 в 16:19

В мире киберигр война стала совсем не игрушечной

В отличие от войн между государствами и нациями, видео- или кибервойны не стихают никогда. Батлы, стрелялки, стратегии и квесты по военной тематике у молодёжи – самые популярные. Только теперь компьютерные «войнушки» стали частью настоящей большой горячей войны. Как и в реальной, в этой гибридной киберигровой войне победит тот, у кого больше обученных мотивированных бойцов (геймеров), мощной современной военной техники (серверов и сетей) и, конечно же, денег.

В отличие от войн между государствами и нациями, видео- или кибервойны не стихают никогда. Батлы, стрелялки, стратегии и квесты по военной тематике у молодёжи – самые популярные. Только теперь компьютерные «войнушки» стали частью настоящей большой горячей войны. Как и в реальной, в этой гибридной киберигровой войне победит тот, у кого больше обученных мотивированных бойцов (геймеров), мощной современной военной техники (серверов и сетей) и, конечно же, денег.

Прошлая неделя выдалась не на шутку «игровой». Президент РФ Владимир Путин велел локализовать сервера разработчиков киберигр в России. При этом создатель World of Tanks – бывшая белорусская, теперь – кипрская компания Wargaming начала сбор средств игроков World of Tanks в помощь бывшей УССР.

Основанная в 1998-м предпринимателем Виктором Кислым Wargaming предложила покупать игровые предметы, выручку от которых направляет Украине на кареты скорой помощи. В 6-ти ее играх появились спецнаборы по теме. У Wargaming есть студии в Киеве, Праге, Хельсинки, Чикаго и др. Но главное – подписчики по всему миру, в т. ч. и в РФ, которые могут теперь скинуться в пользу Киева. Lesta Games, которой оставлены российские сервера и персонал Wargaming, переименовавшая игры в «Мир танков» и «Мир кораблей», тут же заявила, что ее проекты независимы и аполитичны. В своем сообщении студия рекомендовала быть внимательным в онлайн платежах и покупках, не нарушать законы России и Белоруссии.

Росфинмониторинг еще весной 2022-го опубликовал напоминание: оказание финансовой, мат-тех и иной помощи Украине, в т. ч. ВСУ, влечет ответственность по ст. 275 УК («Госизмена») вплоть до пожизненного заключения. При этом в России уже неоднократно возбуждали дела по факту поддержки ВСУ. Задержания подозреваемых (в некоторых случаях им выносили предостережения) были в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и др.  Еще в апреле вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что российские геймеры – лакомые объекты вербовки иностранных разведок. Как, впрочем, и все представители креативных индустрий, любые бойцы идеологического фронта. Вероятно, «цифровой» вице-премьер имел в виду также особые умения и таланты игроманов в смысле ИКТ-технологий, включая хакерство.Т. е. в 2023 году киберигры заступили на настоящее, не кибернетическое, боевое дежурство. Киберигровое оружие это и вправду мощное. По всем параметрам.

В 2021-м рынок видеоигр РФ оценивали почти в 100 млрд руб., ежегодный его рост составлял до 10%. В 2022-м рынок, хоть и потерял 80% объема из-за ухода иностранцев, в т. ч. предоставлявших ПО/движки для локальных разработок, но идеологический, коммерческий и инвестиционный потенциал только нарастил. Похудевший патриотически значимый рынок решили как-то поддержать и восстановить.

Но пока по заданию правительства множество чиновников с АНО «Цифровая экономика», ИРИ и АРКИВС под кураторством Минцифры с конца 2022-го верстало миллиардный федпроект «Игровая индустрия будущего», вражеские разработчики создали десятки крупных и миниигр в мегапопулярных в недружественных России странах.

Кто-то из них «творит» на фронтовой сюжет – об украденных фермерами танках или боевых гусях. Кто-то дает возможность диванным бойцам снять стресс, избивая лидеров РФ любыми способами. Разобраться в сортах этой субстанции можно, найдя в интернете заметку «Игровой фронт. 25 патриотических игр этой войны, в которых можно уничтожать оккупантов, а еще – стать волонтером». Они почти без инвестиций поднимают огромный рынок, бесплатно воспитывая и вербуя интерессантов по всей планете.

Наши самоделкины тоже стараются – гляньте стрелялку «ЧВК "Киндер" берёт Соледар»: прорисовка и кинематика – не ах, но озвучка – просто блеск: жесткая без мата и пошлости. Вот такие игры нужно было выпускать под кураторством Минцифры. Только гораздо более реалистичные, захватывающие, погружающие и правильно воспитывающие нашу молодёжь.

За кураторство киберигровой темы в России, кажется, разгорается тоже нешуточная война. На кону ведь миллиарды. Только в создание оригинального российского движка перед лицом «цифрового» министра Максута Шадаева в феврале 2023-го глава VK – Владимир Кириенко – обещал инвестировать до миллиарда рублей компании. Этим, походу, он оттеснил конкурента – ГК «Ростех», которая тоже планировала разрабатывать игровой движок. За еще большие, но бюджетные деньги. На радостях министр пообещал, что будет развивать экспорт киберигрушек в КНР целой программой.

Да и продвигать скоро будет что. Еще в середине 2022-го АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) выдал новосибирской геймдев «Сайбериа Лимитед» грант в 260 млн руб. на выпуск киберигры в жанре ActionRPG о «Смутном времени» в России 1598–1618 гг. Обычно ИРИ софинансирует 50-70% вложений, т. е. разработка потянет на 370-520 млн руб. Тем паче пока крутых игр АА-уровня в России не производили. Тут успех, кажется, переопределен: многим захочется вновь «надрать задницу» интервентам. ИРИ при поддержке Администрации президента РФ на патриотичный контент выделили до 10 млрд руб. А уж на его продвижение в рынок, тем более, иностранный, денег нужно в десятки раз больше!

С начала СВО кто только не подбирался к жирной игровой теме. Даже глава ИТ-комитета ГД Александр Хинштейн в июне прошлого года предлагал Росгвардии поднять ее престиж с помощью киберигр. Якобы финансирование может идти по гранту РФРИТ и других бюджетных денег без средств ведомства. «Использование медиакоммуникаций для продвижения патриотических ценностей, формирования позитивного образа Росгвардии, героизации ведомства имеет исключительно важное значение», – написал Хинштейн Золотову. Но дело, кажется, заглохло.

И, наконец, в апреле текущего года впервые о кибериграх отдельно и весомо заговорил сам президент РФ Владимир Путин, поприветствовав киберспортивные «Игры будущего», организуемые АРКИВС. В августе он поручил Правительству продвигать российские игровые продукты на рынки стран БРИКС. А месяц назад на ВЭФ-2023 в 3-й раз за год призвал власти и ИТ-компаниями поддержать экспорта наших киберигр.

И вот на неделе в ходе заседания Совета по физической культуре и спорту в присутствии Владимира Путина глава Международной ассоциации бокса Умар Кремлев пожаловался, что у интернет-игр «отсутствует регулятор». Это не так. За киберспорт в РФ отвечает Минцифры. Только вот профильного замминистра Максима Паршина в июле арестовали по подозрению во взятке. Тем не менее, Путин поручил разобраться с игровым регулированием, поддержав идею о том, что серверы, ПО и офис разработчиков легальных киберигр обязаны находиться в России. Глава ведомства Максут Шадаев, оторвавшись от «Битвы роботов» на выходных, быстро взял под козырёк. Якобы Минцифры уже работает над поручением президента о локализации серверов разработчиков киберигр, у ряда российских разработчиков они уже локализованы.

Но, видно, февральский фальстарт ему припомнили. В мае Шадаев сопровождал премьер-министра Михаила Мишустина во время визита в Китай. Но по играм он съездил безрезультатно. А в июле его ключевого зама по ПО и играм – главного куратора киберспорта РФ и чемпионата «Игры будущего», главу рабгруппы миллиардного федпроекта «Игровая индустрия будущего» – прихватили.

К слову, прямую ВК-трансляцию новой минсвязевской киберзабавы «Битва роботов» посмотрели более 1,5 млн. Отличный результат! Но не уверены, что он будет засчитан уважаемому министру. В конце концов, не важно кто куратор киберигровой темы. Главное, чтобы он выпускал игровой продукт, эффективно работающий на нашу победу. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий