Эксперты Group-IB обнаружили около 3000 онлайн-ресурсов — сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях, торгующих спиртным в обход действующего законодательства. При этом главным алко-мессенджером стал Telegram — количество «профильных» каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год выросло в 2,5 раза, уточняют в компании. Так, в этом году число алкоканалов достигло 130 (в 2020 году их было всего 50) с суммарным числом подписчиков около 750 000 (было — 160 000). «Сюда же входят различные чат-боты — их обнаружено не менее 15 — по доставке алкогольной продукции и каналы, продающие "комплектующие" для кустарного изготовления алкоголя — спирт, тару, крышки, пробки и этикетки», — говорят в Group-IB.
В 2017 году в компании оценивали оборот нелегальных интернет-продаж алкоголя в 1,7 млрд рублей, в 2018-м — уже 2,1 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах он остановился на отметке 2,5 млрд рублей. «В 2021 году теневой рынок вновь пошел в рост — причиной стали как подросшие цены на алкоголь на 2,46%, так и популярность в период пандемии дистанционных онлайн-покупок. Так, в уходящем году количество запросов в поисковике "Яндекс" "купить алкоголь с доставкой" с января по ноябрь превысило 108 000 — по сравнению с предыдущим годом рост почти в 2 раза», — отмечают в Group-IB.
Оценивая экономические показатели теневого алкорынка в 2021 году, специалисты компании пришли к выводу, что при средней посещаемости сайта, реализующего алкоголь с доставкой, в 1965 человек в месяц, минимальной конверсии (1%) и средней стоимости одной покупки в 1557 рублей заработок 1700 онлайн-магазинов составил около 624 млн рублей. «Плюс к этому ежегодный оборот сайтов с подделками-дубликатами составляет от 225,6 млн рублей в год», — добавляют в Group-IB.
Ранее «Телеспутник» рассказывал о том, что на Telegram-каналы пришлось до 80% размещений предновогодней рекламы.