От гарнитуры Apple Vision Pro ожидают прорывных технологий, высокой вычислительной мощности, хорошей графики и продуманных пользовательских сценариев, перечислила президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова.
«Нужно учитывать, что на первых этапах это будет премиум-сегмент и применение в бизнес-кейсах из-за высокой стоимости устройства. Но постепенно устройство может стать доступнее. Пока мы можем судить только по анонсам и скоро узнаем, что же там на самом деле и не будет ли сценария как с Magic Leap (наголовный дисплей дополненной реальности, — прим. ред.), когда ожидания оказались сильно завышены, а реального контента [для платформы] не было», — рассуждает она.
Возможность разработки и публикации приложений для гарнитуры Apple ограничена: российским разработчикам нужно будет проходить длительную проверку по аналогии с публикацией в App Store. Пока отдельных приложений от российских компаний для Apple Vision Pro не заявлено, отметила Екатерина Филатова.
Российские разработчики позитивно настроены относительно официального возвращения техники Apple на потребительский рынок, делится своими наблюдениями директор по стратегическим коммуникациям Spider Group Алексей Лисовицкий.
«Для разработчиков старт продаж нового класса устройств Apple — это прыжок веры. Совершить его намного проще тем, кто зарабатывает на Западе, там будет основной массовый спрос. Остальным лучше внимательно просчитать риски и узнать у своих пользователей, будут ли они покупать Vision Pro», — считает он.
Нам известно, что многие российские разработчики хотели бы сделать продукты на Vision Pro. Но сегодня для этого нужно иметь резиденство или компанию в другой стране, отвести сбыт в России на второй план. Если нужны инвестиции — тем более. Нужно иметь подходящие компетенции, такие как нативная разработка или работа в Unity (кроссплатформенная среда разработки видеоигр, — прим. ред.), потому что пока альтернативных средств создания приложений для visionOS нет, обратил внимание Алексей Лисовицкий.
Технологически Apple Vision Pro — знаковый, революционный продукт, считает заместитель генерального директора по экономике и стратегии «Глазар» Александр Баев. По его словам, гарнитура вполне подходит для применения в проектах развлекательной направленности с использованием VR, для управления процессами, визуализации, документооборота, для проектирования. А вот для узкого направления дополненной реальности в промышленности и строительного/производственного контроля ее практичность под вопросом.
«Для таких задач — в условиях отсутствия норм для использования подобных инструментов — это сверхдорогая игрушка, не несущая практической пользы на реальных стройках/производствах.
С другой стороны, у нас и других компаний в секторе XR-решений для промышленности имеются разработанные на базе ARKit (унифицированная платформа для создания приложений с использованием дополненной реальности, — прим. ред.) комплексы, которые легко могут быть портированы/подключены к Vision Pro, и мы планируем тестировать решение на практике, когда представится такая возможность», — рассказал Александр Баев.
Устройство выглядит перспективно, но пока доступно только в США. Это затрудняет его внимательное изучение. Кроме того, для того чтобы получить возможность разрабатывать приложения для Vision Pro, необходим специальный доступ к его Developer Kit (комплект для разработки, — прим. ред.), обратил внимание директор по развитию бизнеса «Формат кода» Александр Жуков.
«Разработка приложений для Vision Pro за рамками США ограничивается тремя моментами. Первый — сложности с получением доступа к средствам разработки и самому устройству. Судя по запрашиваемой для доступа к Developer Kit информации, Apple будет отбирать первых разработчиков внимательно, но все-равно непонятно, как получить в рабочем виде само устройство с нормально привязанным к нему профилем разработчика. Второй момент — не доказанная практикой популярность устройства. Все хорошо помнят историю Google Glass. Третий — устройство не планируется делать мультиязычным, оно полностью ориентировано на английский язык. Учитывая санкционный режим и ограниченный доступ к рынку США и финансовым услугам на нем, нам как разработчикам пока не хочется преодолевать эти барьеры», — рассуждает он.
Разработкой приложений для Vision Pro будут заниматься те, кто сильно верит в перспективы устройства или портирует существующие приложения на новую платформу, а также те, кому это делать не сложно и не дорого. «Российские компании точно не находятся во второй группе. Я не знаю примеров компаний, которые уже смогли преодолеть барьеры», — заключил Александр Жуков.