img30 марта 2021 в 11:43

Российские юристы предлагают запретить соцсетям и онлайн-кинотеатрам навязывать пользователям рекомендации

Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России направила предложения по регулированию рекомендательных сервисов в Госдуму, Совет Федерации и Минцифры.

Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России направила предложения по регулированию рекомендательных сервисов в Госдуму, Совет Федерации и Минцифры.

Юристы предлагают прописать в законе «Об информации» понятия «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса», а также начать регулировать площадки, которые ежедневно посещают более 100 тысяч пользователей и которые обрабатывают данные более 500 тысяч пользователей из России, пишет «Коммерсант».

Под новые регулятивные требования смогут попасть только те интернет-площадки, у которых более 100 000 пользователей в сутки и обрабатываются данные более 500 000 россиян. Эксперты также считают, что пользователям должна предоставляться возможность отключать рекомендательные алгоритмы при сохранении доступа к сервису. Операторов рекомендательных сервисов предусмотрено обязать доступно объяснять пользователям принципы их работы, а сами алгоритмы проверять посредством независимого аудита для выявления аномалий или случаев продвижения противоправного контента.

Эксперты считают, что алгоритмы могут влиять на общественное мнение, «повышая риски социальных конфликтов». Глава комиссии Александр Журавлев пояснил, что рекомендации искусственно создают аномальный интерес к товарам и «погружают человека в информационную оболочку в соответствии с его убеждениями».

В пример Журавлев привел рекомендательную ленту «ВКонтакте», которую при желании можно отключить на хронологическую, в то время как специфика «Яндекс.Дзена» заключается именно в подборе интересующих пользователя материалов. Он считает, что сервисы должны доступно объяснять аудитории принцип работы алгоритмов.

Помимо этого, глава комиссии напомнил, что Федеральная антимонопольная служба недавно потребовала раскрытия принципов работы алгоритма «Яндекса».

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян подчеркнул, что обеспечить прозрачность алгоритмов технически очень сложно. Он пояснил, что беспокоиться нужно только в тех ситуациях, когда «алгоритмы принимают юридически значимые решения, например, при выдаче кредита или приеме на работу, и когда они потенциально могут нарушить права граждан». Казарян добавил, что требования прозрачности к алгоритмам пока трудно реализуемо, а сами они — коммерческая тайна компании, которую защищает Гражданский кодекс. По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, рынок «успешно саморегулируется», а закон о рекламе обязывает помечать рекомендации, которые делаются за деньги, а не на основе предпочтений пользователя. Гендиректор ассоциации «Интернет-видео», куда входят ivi, Okko, Amediateka и другие сервисы, Алексей Бырдин назвал предложенные решения «странными и потенциально вредными».

Ранее глава партии «Справедливая Россия – За Правду» Сергей Миронов предложил поставить под жесткий законодательный контрольдетские социальные сети и блоги.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий