«Возможности, которые появляются раз в поколение»
Партнер, глава практики телеком, медиа и высоких технологий в России консалтинговой компании McKinsey & Company Владимир Чернявский обозначил вклад Интернета вещей в мироустройство простым сравнением: через 10 лет IoT создаст добавленную стоимость в размере $11 трлн, что будет эквивалентно созданию такой же мощной экономики, как в Китае.
При этом, по его словам, две трети рынка IoT будет приходиться на коммерческий, а не потребительский рынок, а самый большой блок добавленной стоимости возникнет на производстве и в добывающей отрасли. Руководитель Accenture Strategy на Ближнем Востоке, в Африке, России и Турции Ирмгард Гласмахер напомнила, что сегодня человечество использует примерно 9-10 млрд различных подключенных к Интернету приспособлений, а к 2020 году таких устройств будет уже 20-25 млрд. Она назвала темпы подключения устройств к сети беспрецедентными, а главный исполнительный директор ThetaRay Марк Газит отметил, что возможности, возникающие в связи со столь интенсивным ростом, появляются «раз в поколение».
Правда, из его слов следовало, что еще больше возможностей возникает у самих умных машин, которые учатся обмениваться информацией на непонятном человеку языке, так что он все меньше участвует в производстве, и недалек тот час, когда люди будут совсем вытеснены из него. Эксперты ПМЭФ не успели поразмышлять, хорошо ли это для человека и не лишится ли он вообще результатов производства, поскольку председатель совета директоров «Юлмарта» Дмитрий Костыгин стал рассказывать, что для него как для ритейлера важно «подключить каждую зубочистку», чтобы знать, где она находится. Регистрация автомобилей на порталах поставщиков автокомплектующих сильно упростит поиск и заказ запчастей, а история массовых товаров — от диванов до телевизоров — будет подробно описана и учтена, что опять-таки упростит владение ими. Так что, скорее всего, люди не утратят контроль над подключенными вещами окончательно. Но и они, коммуницируя друг с другом, будут постепенно получать контроль над человеком. «Интернет вещей — это кошмар, — дал свое определение президент и председатель правления АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Кузяев. — Помните фильм Диснея про девушку и чудовище («Красавица и чудовище – прим. «Теле-Спутника»)? Когда девушка попадает в замок, где уже долго никто не живет, с ней начинает разговаривать мебель, диваны, стулья, посуда. Даже фрукты исполняли танцы. Нас с вами это ждет».
Устройства — «умные», люди — не очень
Модератор сессии, главный редактор TechCrunch Europe Майк Бутчер попросил экспертов поделиться мнением о проблеме стандартизации протоколов в IoT. По его мнению, совсем не страшно, если устройства будут общаться с человеком и между собой, гораздо страшнее, если каждая компания создаст для своих устройств собственный язык взаимодействия, так что Интернет вещей разделится на совокупность изолированных сегментов. Ирмгард Гласмахер подтвердила, что пока развитие протоколов IoT во многом носит хаотический характер, но, с ее точки зрения, это не самая большая проблема на текущий момент. Стандартизация тесно связана с безопасностью, и вот здесь действительно царит хаос, причем точно не по вине машин: проблема в людях, недостаточно умных для того, чтобы прекратить использовать примитивные пароли в IoT-системах. Ирмгард Гласмахер рассказала, что в электронной системе известнейшего автопроизводителя, контролирующей работу двигателя и других важнейших устройств, по умолчанию использовался пароль в виде даты производства автомобиля, так что злоумышленникам не составляло бы никакого труда дистанционно проникнуть в святая святых транспортного средства, которое, как ни крути, все-таки является объектом повышенной опасности.
Андрей Кузяев признал существование подобных рисков, но заметил, что исповедует подход, позволяющий развивать IoT, не дожидаясь создания универсальных безопасных стандартов. «Есть реальная возможность развивать IoT, есть платежеспособный спрос. И очевидно, что можно использовать разные стратегии: можно ждать, когда будет проверенный стандарт. А можно использовать стратегию применения разных технологий в зависимости от потребности клиентов. Мы не будем ждать, мы будем одними из тех, кто первыми придет к Интернету вещей», — подчеркнул глава «ЭР-Телеком Холдинга».
В то же время многообразие IoT-стандартов, используемых потребителями телеком-операторов, не снижает барьеры на пути развития Интернета вещей. «Есть коммерческие барьеры, технические, организационные. Мы выделяем главную проблему — техническую совместимость устройств. 40% от $11 трлн добавленной стоимости можно получить, если барьеры операционной совместимости будут устранены», — сказал Владимир Чернявский. Он также не стал преувеличивать проблему безопасности, отметив, что сейчас анализируется не более 1% информации с IoT-датчиков. «Надо научиться использовать информацию с помощью BigData и других технологий. Сами клиенты не используют информацию, а уж хакерам она и подавно не нужна», — пояснил представитель McKinsey & Company.
«Лучше недорегулировать, чем перерегулировать»
Рассмотрение проблематики Интернета вещей само собой вывело экспертов ПМЭФ на размышления о роли государства в регулировании его развития и выработке согласованных действий для гармонизации процессов. Тем более, что выгоды от использования IoT будут постепенно овладевать умами и масштабы его применения будут расти все быстрее, несмотря на риски. «Люди пользуются Интернетом, соцсетями, электронными платежами, не боясь взлома. Потому что возможности выше рисков. И когда людям что-то нужно, они придумывают решения», — призвал экспертов обозначить конструктивную повестку Майк Бутчер. предложив в качестве одного из решений начать обучать людей безопасности в Интернете вещей уже сейчас, не дожидаясь, когда он станет массовым.
«Нужно начать со школы, и преподавать в школах, как обходиться с новыми технологиями, и с безопасностью», — поддержал коллегу главный редактор BTC-ECHO Bitcoin & Blockchain News Свен Вагенкнехт. Он также обратил внимание на необходимость создания «рамочных условий» функционирования IoT-систем с участием государства, бизнеса и гражданского общества. «Когда мы говорим о потоках данных, о миллионах транзакций — это огромный объем данных, которым просто не получится всем управлять централизованно. Поэтому нам нужно продумывать экономические, этические, технологические концепции, которые позволят нам взаимодействовать с этим потоком данных. Здесь речь идет об искусственном интеллекте, о всех инновациях в сфере технологий. И здесь нам необходимо создавать рамочные условия, и очень важно эти условия создавать в диалоге друг с другом», — пояснил Свен Вагенкнехт. Он продолжил, что компании пока не представляют последствия аккумулирования данных с миллионов датчиков, которые граждане добровольно будут передавать операторам систем. В свою очередь, сами граждане также не до конца понимают, что будет происходить, когда они передадут личные данные и перестанут контролировать их.
В то же время Андрей Кузяев призвал обратить внимание на жесткость рамочных условий, подразумевая, что в России власть может излишне заузить границы возможного. «Есть риск, что излишним регулированием государство задавит процесс, и у нас в стране вообще не будет Интернета вещей. Давайте искать баланс между безопасностью и прогрессом. Нужна разумная степень свободы», — настаивал Андрей Кузяев. Если свобода развития Интернета вещей не будет неразумно ограничена, сами участники рынка в конечном итоге создадут условия для поступательного развития IoT прежде всего потому, что будет снижаться стоимость технологий. «Если 5-7 лет назад получение информации с одного датчика стоило порядка $100-150, иногда до тысячи, то сегодня на это необходимо $2-4. То есть затраты кратно падают», — в заключение выразил уверенность в перспективах Интернета вещей руководитель «ЭР-Телеком Холдинга».
______________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.