Какова стратегия компании — вы ориентируетесь на крупных заказчиков или на расширение абонентской сети?
Мы принципиально не строим свою сеть. Наш бизнес ориентирован на разработку и производство оборудования. Эта модель похожа на Apple, которой не нужно строить сотовую сеть, чтобы продавать свои телефоны. Если мы будем сами заниматься развитием сети, то появится конфликт интересов. У нас есть дилеры, через которых мы работаем с конечными покупателями. Например в Хабаровске есть партнер, у которого стоит 15 станций, они их сами обслуживают на собственном сервере, и с нами они только консультируются.
Какие интересные тенденции на этом рынке для себя отмечаете?
Для меня самое удивительное, что в Москве низкий спрос на сети IoT. Возможно, на это влияет доминирование одной большой государственной управляющей компании, которая регулирует практически весь столичный рынок услуг ЖКХ. Когда ее руководство решит что-то поменять, то, наверное, изменится и спрос. В остальных регионах продажи распределены очень равномерно, это же касается и близлежащих стран – Белоруссии, Казахстана, Монголии.
А что касается других стран, пытаетесь расширить географию своего присутствия?
Мы достаточно хорошо представлены в Африке. В Европе до последнего времени мы слабо работали, но в планах завоевать этот рынок. Это довольно важный пункт в нашей стратегии развития. Думаю, на это уйдет пару лет, за это время хотим достигнуть таких же показателей, какие у нас сейчас в России.
В одном из интервью вы говорили, что в России пока нет примеров коммерчески успешных проектов, построенных на протоколе LoRaWAN, это действительно так?
Да, мы действительно этого пока не видим. К примеру, «Вавиот» за август продал порядка 10 тысяч счетчиков, но я пока не слышал, чтобы кто-то, работающий с LoRa, в таких количествах продавал свое оборудование. Есть определенные сферы, для которых применение LoRa очень подходит, в частности в сфере международной логистики. Модемы устанавливаются в портах и фиксируют местонахождение контейнеров по всему миру. Удобство в том, что операторы LoRa работают по всему миру, поэтому не составит проблемы использовать ее в разных странах. Но если брать сферу ЖКХ, то здесь у LoRa могут возникнуть определенные трудности. Тут уже выше требования к сети и нужно делать упор на конкретное комплексное решение.
А вы используете LoRa в своих проектах или планируете с ней работать?
LoRa также как и NB-Fi является решением для Интернета вещей. Однако у нее нет преимуществ по сравнению с нашим протоколом. То, чем мы точно будем заниматься в ближайшем будущем — это NB-IoT, который прекрасно дополняет нашу собственную технологию. В отличие от LoRa и NB-Fi у NB-IoT есть преимущества в виде сотовых операторов, работающих в лицензионном спектре. Полагаю что через 3-5 лет в России появится полноценное покрытие NB-IoT.
Сотрудничаете ли вы с кем-то из сотовых операторов по тестированию NB-IoT?
Мы общаемся с операторами, пока не могу сказать, с кем именно. Но реальных проектов пока еще нет ни у кого из них. Во-первых, мало какие станции поддерживают этот протокол, такую сеть не так то легко запустить. Это связано с неоднородностью сотовых сетей, пока не во всех регионах России есть 4G. Также есть проблемы с частотным спектром и трафиком, часть которых «съест» NB-IoT. Поэтому некоторые операторы параллельно тестируют LoRa, им жалко отдавать свой частотный спектр, а тут есть возможность «поиграться» в нелицензируемом диапазоне. Но я не верю что это серьезно, когда появится бизнес – они включат NB-IoT.
А пока спроса на такие сети нет?
Спрос есть, но он не такой большой как рынок высокоскоростного LTE. К счастью, рынок Интернета вещей существенно растет: объем наших продаж в течение года увеличивается где-то в 2-3 раза. Это обусловлено снижением стоимости конечных решений, если раньше базовая станция имела себестоимость примерно $1,5 тыс., то сейчас она около $500. В первую очередь, во внедрении IoT-технологий заинтересованы компании из сферы энергетики, а также садовнические (садоводческое некоммерческие товарищества), управляющие компании и застройщики.
«Вавиот» недавно объявил о сотрудничестве с Mail.ru Group. В чем его суть?
Они создали очень хорошую платформу для Интернета вещей под названием Tarantool, которую можно интегрировать с нашим оборудованием, тем самым расширив спектр его применения. Продвижение облачного IoT-решения – это не наша ниша, мы больше про электронику. И нам был нужен хороший партнер, способный взять на себя эту часть работы.
Видите ли вы для себя альтернативные варианты монетизации вашей технологии?
Нам очень интересно все, что связано со сферой радиоэлектроники и Интернетом вещей в глобальном смысле. Это область автономной электроники, которая работает без вмешательства человека. Я не говорю сейчас про автомобили, это отдельный рынок. Скоро станет доступна технология 5G, и это повлечет за собой серьезные изменения — появится очень много новых возможностей и новых устройств. Увеличится потребность в микросхемах для 5G, произойдет конвергенция всех видов протоколов. Для нас, как для производителя микросхем, это, конечно, расширит горизонты.