Из общемедийных трендов, характерных для VOD по всему миру, выделим продолжающуюся стагнацию рекламной модели. Даже на российском рынке, где еще 10 лет назад сложно было представить, что кто-то будет платить за фильм в Сети, рост платных моделей в 2017 году составил 50-70%, а рекламной — около 25%.
Во многом этому способствовало распространение мобильных устройств и Smart TV, сред, в которых доступ к пиратскому контенту заметно сложнее. С другой стороны, очевидно и изменение аудитории – пользователи постепенно пробуют премиальные сервисы — им нравятся отказ от рекламы, высокое качество картинки и звука, никаких отвлекающих факторов. В русском языке слово «премиум» часто употребляется в значении «люкс», хотя на самом деле, особенно на рынке медиасервисов, «премиум» — это получение гарантированно высокого качества за небольшую доплату. Аудитория онлайн-кинотеатров начала это понимать. В этом смысле у подписной модели радужные перспективы, люди все чаще рассматривают VOD как дополнение традиционному ТВ, а иногда и как полноценную альтернативу. При этом, в отличие от транзакционной модели, подписка дает более «гибкий» опыт, зрителю не нужно каждый раз совершать оплату, преодолевая характерные сложности.
Продолжается и технологическое совершенствование продуктов. Мы видим четкий тренд, опять же, пришедший с западных рынков, на более высокое качество звука и картинки. Не то, чтобы раньше это было не востребовано зрителями, просто всегда стояло в ряду с устойчивостью работы сервиса, качеством обслуживания и полнотой каталога. Сегодня HDR, 4K и Full HD – практически дефолтные условия для онлайн-кинотеатра. Мы при этом стараемся опережать рынок и предлагать действительно редкие пока для VOD технологии. Так, в конце прошлого года мы первыми на российском рынке предложили своим зрителям контент со звуком Dolby Atmos. Со временем и он, как любая технология, за счет удешевления (коллеги из Dolby работают над виртуализацией технологии, чтобы обеспечить ее работу на более демократичных сет-апах) распространится широко, но пока это однозначный эксклюзив для зрителей Okko.
В случае с качеством изображения и звука, индустрия проката тесно связана индустрией производства контента: чем больше тайтлов доступно для проката, тем больше они интересуют зрителя, тем выше спрос на устройства для их воспроизводства и так по кругу. Есть технологии, что называется, «навсегда», а есть и те, что, отжив свое, просто исчезают. Так, например, произошло с 3D.
Теперь поговорим об отличительных особенностях российского VOD.
Как бы мы того ни хотели, наш рынок, в масштабах вселенной, небольшой. Поэтому наши сервисы обошел стороной тренд на производство собственного контента. Конечно, коллеги могут возразить и даже привести несколько примеров, но до собственного House of Cards мы еще не доросли. Конечно, на рынке есть совместные проекты и по небольшим кинотеатральным релизам, и по сериальному контенту, и по мультипликации. Но пока они по своему масштабу далеки от того же Netflix. Тем не менее особенности проката в России позволяют говорить о заметном сокращении прокатных окон. 2-4 недели между выходом фильма в прокат и появлением его на легальных онлайн-ресурсах пока не стало повсеместной нормой, но и удивления ни у кого не вызывает. Мейджорский контент, конечно, открывается для онлайн-показа позже, но и здесь российские прокатные окна зачастую заметно короче европейских и американских. Жесткое индустриальное регулирование во многом определило тренд на собственный контент в США – борьба Netflix и голливудских студий уже давно ведется в публичном поле. Если не снимать собственные фильмы и сериалы, на западном рынке онлайн-кинотеатр обречен прокатывать тайтлы из каталога 2-3 летней давности.
Еще один момент, теперь уже из области технологий, который только сейчас набирает обороты в России – создание полноценных рекомендательных сред: машинной (на основе технологий искусственного интеллекта, например) и редакционной. Фильмов и сериалов становится слишком много и ориентироваться в море контента зрителю все сложнее. Во многом помощь аудитории должны оказывать онлайн-кинотеатры, работая с технологиями и выкладкой контента на платформе.
Как бы то ни было, 2018 год станет для нас годом последовательных улучшений. Пользователь привыкает к «премиальным» пакетам, и игрокам предстоит соответствовать.
_________________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.