Еще великий политик и философ Марк Тулий Цицерон говорил, что лицо — зеркало души. Каждое утро у многих начинается с его изучения и улучшения: бритья, макияжа и прочих гигиенических процедур. Немного обидно, что бездушные смартфоны с Face ID пока не в состоянии оценить наши усилия и старания. Но радует, что в современном обществе принято встречать по лицу в самом что ни на есть прикладном смысле, да еще и в цифровом формате. Все эти унылые фотографии в паспортах, правах и иных удостоверениях личности — морально устаревший пережиток прошлого, его уже довольно давно постепенно вытесняет биометрика, умело приправленная искусственным интеллектом. Всюду, куда ни сунься — камеры, системы слежения, нейросети. В период пандемии коронавируса их качество и точность работы, благодаря стараниям разработчиков, сильно возросли — теперь они научились распознавать даже частично прикрытые лица, в масках, шарфах и капюшонах.
В общем, факторов, благоприятствующих переносу успешного опыта использования технологий авторизации и оплаты лицом из смартфонов в другие сферы, с каждым днем становится все больше. Идея и впрямь замечательная, давно пора! Лицо уникально, его нельзя украсть или подделать, даром что оно у всех на виду. Правда, иногда его можно потерять. С кем-то это происходит даже чересчур часто (ну, вы знаете, Face Palm и все такое), но никаких рисков, связанных с оплатой, такая потеря за собой не влечет, по крайней мере, пока. Применение же Face Pay в метро, при должной точности и скорости работы, способно оптимизировать людской поток и уменьшить очереди на подступах к турникетам и в кассы.
Впрочем, искреннее надеюсь, что внедрение технологии не ограничится только лишь метрополитеном — было бы обидно зарывать столь перспективную разработку. Далее на очереди прочие виды общественного транспорта, банки, магазины, кинотеатры, рестораны и многое другое. По мере распространения технологии ее можно будет целенаправленно применять для выявления и отлова нарушителей общественного порядка. Правда, пока не очень понятно, как в этой истории минимизировать риски потери персональных данных. Ведь всю информацию для работы системы, включая портреты людей, придется хранить в дата-центрах, а там — утечки, злоупотребление должностным положением и прочие радости жизни. Да и законодательство в сфере персональных данных, видимо, придется немного поправить.
Но перспективы и в самом деле завораживают. Не за горами массовое чипирование, которое благодаря стараниям и возможностям Илона Маска, Билла Гейтса, и других сильных мира сего, может развиваться самым непредсказуемым путем. Не исключено, что роль смартфона как посредника в цифровых транзакциях между людьми в будущем будет упразднена. И тогда словосочетание «стрелять глазами» может обрести иной, почти буквальный смысл.
Эх, если уж фантазировать так фантазировать! Со временем можно пойти еще дальше и наряду с оплатой ввести еще и расплату лицом. Для начала — хотя бы для самых ответственных постов в государстве и бизнесе, и, хотя бы, за намеренное вредительство. Причем не обязательно с использованием денег, но строго в режиме полного контакта. Изящно и высокотехнологично, со 100%-ной точностью и неизбежностью. Метро для этого, кстати, идеально подходит — в него проще всего интегрировать контактные терминалы расплаты. Жаль только потенциальная аудитория пользователей технологии на метро не ездит.
Изучая новости, да и просто глядя по сторонам, неизбежно приходишь к выводу, что такая технология была бы крайне полезна и эффективна во всех сферах жизнедеятельности, на всех уровнях, вплоть до госуправления. Только представьте: приходит очередной чиновник к президенту страны на ковер, чтобы обстоятельно доложить о том, как наши космические корабли под гимны и поэмы его собственного сочинения обгоняют ветхие творения Илона Маска и обходят весь мировой космопром. Но контактный терминал расплаты на входе творит чудеса и лицо чиновника говорит само за себя. Благодаря такой технологии принимать правильные решения и совершать правильные поступки со всей ответственностью за них стало бы проще на любых уровнях. Даже президенту.
Конечно, рано или поздно цифровая трансформация упрется в морально-этические вопросы. Собственно, высокотехнологичные бизнесы уже всерьез озабочены этим, в частности, правление Сбера утвердило принципы этики разработки и применения искусственного интеллекта. Все это очень своевременно и правильно, но главное не забывать о том, что мораль и нравственность – это социальные категории, которые определяются обществом, а не технологиями. А общество точно остро нуждается в актуализации этих норм. Кстати, внедрение контактной технологии расплаты лицом сразу помогло бы разрешить как минимум одну немаловажную морально-этическую, а заодно и физиологическую проблему, связанную с чипированием. Дело в том, что решение, в какую часть тела правильнее всего вживлять чип, пока не принято и мнения на этот счет расходятся. В случае с расплатой лицом выбор очевиден: для проведения подобных транзакций между людьми с использованием чипа лучше всего подходят конечности.
Одним словом, морально-этическая сторона вопроса особенно важна в вопросах расплаты лицом. Но не менее важно то, как такую технологию узаконить. Однако, глядя на то, с какой скоростью нынешние законотворцы выпекают все новые и новые, весьма противоречивые инициативы, связанные с миром цифровых технологий, понимаешь, что в этой сфере нет ничего невозможного, были бы желание и потребность. Желание, конечно, будет далеко не у всех, зато потребность нарастает с каждым днем.