Да, мы живем в период ускоренной цифровизации общества и государства. Да, этот сегмент многие годы находился в «серой» зоне и крайне слабо регулировался. Да, многие вопросы приходится, что называется, решать с колес. Но чем дальше, тем больше складывается ощущение, что Минцифры и его подведомственные структуры не выдержат такого темпа и рано или поздно подавятся взятыми на себя обязательствами и полномочиями. Я не верю, что такая небольшая структура (в масштабах государства) сможет эффективно замещать собой десяток смежных организаций и ведомств.
Хотя, конечно, есть тенденция к расширению. Например, упразднение в конце 2020 года Роспечати и Россвязи с передачей их функций Минцифры стало причиной, по которой министерство инициировало увеличение количества заместителей министра с девяти до десяти, а числа департаментов — с 15 до 18. Сдается мне, что это еще не предел аппетитов.
Однако если хотя бы примерно оценить масштаб диджитализации только государственных функций и услуг, то возникнет ощущение, что министерство планирует превратиться в подобие модного нынче супераппа — где можно и такси вызвать, и погоду посмотреть, и за штрафы расплатиться. Конечному потребителю одно государственное окно, несомненно, удобно. Только вот будет ли это окно также эффективно работать, как супераппы?
Особенно интересна эта ситуация в связи с очередной административно-кадровой реформой, которую затеял премьер Мишустин. Он ратует за сокращение количества государственных служащих, отказ от дублирования функций и прочие аппаратные изыски. Но только все, кто хотя бы чуть-чуть имеет отношение к государственной машине, знают, что любая подобная инициатива ведет к обратному. Да, на первом этапе количество госслужащих становится меньше, возможно, даже на порядок. Но вот дальше те, кто остался работать, начинают заваливаться делами, а затем тормозить и так неповоротливые госмеханизмы. Это ведет к суете, некоторой панике и набору новых кадров. А на выходе сокращение штата зачастую оборачивается его увеличением и ростом всего госаппарата.
Здесь, конечно, Минцифры может нам оппонировать, заявляя, что современные технологии и цифровая трансформация позволяют заменить десяток человек одним искусственным интеллектом. Возможно, это так, но явно не сейчас и не в нашей стране. Яркий тому пример одновременное сосуществование портала «Госуслуг», МФЦ, паспортных столов и других подобных организаций. Во многом в этом отпечатался наш менталитет, который больше доверяет человеческой коммуникации, чем бездушному алгоритму.
Возможно, все же стоит не складывать все «цифровые яйца» в одну корзину и давно пора запускать министерства: цифрового образования, цифровой культуры, киберсельского хозяйства, электронных природных ресурсов, киберспорта, и так далее.
Не стоит доверять все цифровые процедуры и надзор одной структуре, ибо это приведет либо к стагнации всего общества, либо к выращиваю государственного прообраза Skynet.