img21 ноября 2024 в 16:42

Почему операторы не спешат с новыми соглашениями на размещение оборудования в метро Петербурга

Летом 2024 года ФАС России предписало ГУП «Петербургский метрополитен» существенно понизить тарифы на размещение оборудования связи. По данным антимонопольного ведомства, предприятие снизило стоимость от 59 % до 99 %, что должно способствовать развитию сотовой сети. В октябре стало известно, что уже два оператора «большой четвёрки» заключили дополнительные соглашения с предприятием по сниженным тарифам. «Телеспутник» выяснил, что произойдет с рынком связи в подземке после нововведений.

Летом 2024 года ФАС России предписало ГУП «Петербургский метрополитен» существенно понизить тарифы на размещение оборудования связи. По данным антимонопольного ведомства, предприятие снизило стоимость от 59 % до 99 %, что должно способствовать развитию сотовой сети. В октябре стало известно, что уже два оператора «большой четвёрки» заключили дополнительные соглашения с предприятием по сниженным тарифам. «Телеспутник» выяснил, что произойдет с рынком связи в подземке после нововведений.

Дело в скорости принятия решений

Первыми соглашения с ГУП «Петербургский метрополитен» заключили операторы «МТС» и «Т2 Мобайл». Как пояснили «Телеспутнику» в пресс-службе подземки, проект дополнительного соглашения также направили в компанию «ВымпелКом» (работает под брендом «Билайн»), однако ответ в метрополитен пока не поступал.

«Компания T2 имеет многолетний и успешный опыт сотрудничества с ГУП “Петербургский метрополитен”. На сегодняшний день договор подписан. Планируется дальнейшее развитие сотрудничества по оснащению современной мобильной связью новых тоннелей и станций метро, а также в ряде других перспективных проектов в интересах жителей Санкт-Петербурга», — ответили на запрос редакции по поводу соглашения в пресс-службе «Т2 Мобайл».

Что касается «МТС» и «ВымпелКома», то там пока отказались от комментариев.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, задержка «Билайна» и «Мегафона» с подписанием дополнительного соглашения объясняется тем, что операторы имеют разную скорость принятия решений, подписания документов и так далее, поскольку это коммерческие компании со своими особенностями документооборота.

«Также и ГУП "Петербургский метрополитен" может здесь работать не так быстро. Поэтому о том, что тормозит процесс, мы только догадываемся. У процесса нет каких-либо чётких дат. Это не обязательная вещь для коммерческой компании. То есть у нас нет лицензионного обязательства, что в метро должна быть связь. Поэтому одни компании уже пошли туда, а другие не торопятся, и это их право. Они рассчитывают свои инвестиции, их возврат. Там очень сложная система», — пояснил Муртазин «Телеспутнику».

Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков добавил, что по большому счёту простому пользователю сейчас без разницы, сколько стоит связь по договору между метрополитеном и оператором связи. Это никаким образом не увеличивает стоимость услуг, которые они оплачивают.

«У каждого оператора свои какие-то процедурные опросы, необходимость голосования и так далее. Напомню, что "МТС", T2 и "Билайн" на троих сообразили новую связь с метрополитеном, потому что там был в своё время был только "Мегафон", по сути не пускавший туда других операторов. И будучи монополистом, он вынудил других операторов организовывать свою собственную сеть, не используя его оборудование, строить с нуля. Я думаю, в итоге они всё подпишут. Видимо, сыграли роль какие-то свои регламенты работы. Это вопрос времени», — отметил Кусков.

Передела сфер влияния не будет

Помимо соглашений с ГУП «Петербургский метрополитен», у операторов связи могут быть договоры друг с другом, касающиеся аренды оборудования. Например, оборудование принадлежит одному игроку рынка, а другой его арендует. Эти документы тоже необходимо перезаключать с учётом сниженных тарифов на размещение оборудования в метро. Такая ситуация может привести к переделу сфер влияния в подземке.

«Естественно, существуют и соглашения между операторами, касающиеся размещения оборудования в метро. Одни операторы размещали оборудование на каких-то определённых линиях метро, а потом по сути пускали других операторов к себе. И оставлять тарифы прежними, не снижая их вслед за метрополитеном, им не выгодно — по той причине, что у каждого было условно по две линии. Если кто-то поставит высокие тарифы на своём оборудовании, то другие в ответ выставят ему такие же на своём. Все операторы там в одной тарелке», — пояснил Кусков.

По словам Муртазина, если мы говорим о том, как операторы между собой могут организовать шеринг сети, то ГУП «Петербургский метрополитен» всё равно должен участвовать в этом в том или ином виде, потому что по договору нельзя переуступать подключение и прочее.

«Если у вас уже есть работающая радиосеть (и у другого оператора она есть), то тогда да, вы можете между собой договариваться каким-то образом. Тут нет никакого влияния на метрополитен — у вас есть сеть, и дальше вы можете объединять частоты. Так, например, происходит в Москве», — пояснил эксперт.

Он добавил, что если говорить о снижении тарифов на размещение в целом, то метро представляет собой сложный объект. И размещение в подземке всё равно гораздо дороже, чем на поверхности.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий