Цветные линии на графике — это изменение курса акций пяти крупнейших компаний за последний год. Очевидно, все они несколько просели, но в глаза бросается кое-что другое. Синяя и оранжевая кривая — акции Microsoft и Apple — словно поднимаются в облака, а потом спускаются обратно на землю. А три другие кривые — акции крупных телекомов Verizon, AT&T и T-Mobile — выглядят словно отражение этих облаков в озере: они сперва погружаются, а потом выныривают. Телекомы как будто антиподы бигтеха, по крайней мере, в последние двенадцать месяцев. Словно чтобы прикупить акции Microsoft и Apple игроки продают акции телекомов, а с началом тревог перекладываются обратно. Покупая бигтех, игрок повинуется зову любви и надежды на будущее. Когда он покупает телекомы, им движет расчет. Я бы, пожалуй, рискнул утверждать, что к телекомам фондовый рынок если и не жесток, то строг.
Для полноты картины можно было бы добавить еще акции Google, но они ведут себя почти неотличимо от Microsoft. А поскольку дэшборд Google не позволил мне добавить на график пятую акцию, я счел справедливым пожертвовать ею.
Антикорреляция вряд не случайна и напоминает про лопнувший пузырь начала века. Тогда рухнули цены акций всех ИКТ-компаний, но большинство доткомов (новых технологических компаний) ушли с фондового рынка навсегда. Все они были куплены теми или иными операторами связи либо медийными компаниями. Поисковую систему Excite приобрел кабельный оператор @Home, а популярный поисковик Lycos — испанская Telefonica. Еще раньше систему Infoseek приобрел Disney. Дольше всех держался на фондовом рынке самый крупный сайт Yahoo!, но и он в 2015 году был куплен оператором Verizon. На графике выше линия цвета морской волны — это как раз Verizon, а вот Yahoo отсутствует вовсе (прошлой осенью ее выкупил фонд прямых инвестиций Apollo, сейчас она непублична).
Основа устойчивости бизнеса телекомов — абонентская плата. Наверное, что-то есть настолько ценное для нас в телекоммуникациях, что обойтись без них мы уже не можем ни на работе, ни дома. Пусть это обходится нам в 3—7 % семейного бюджета, но жизнь без этой статьи расходов будет уже не мила. Без интернета менеджер не попадет на видеосовещание, ребенок не прочитает в мессенджере домашнее задание, а таксист не найдет в навигаторе пункт назначения.
Основа устойчивости бизнеса телекомов — абонентская плата. Наверное, что-то есть настолько ценное для нас в телекоммуникациях, что обойтись без них мы уже не можем ни на работе, ни дома.
За последние три месяца акции российских телекомов, конечно, просели, но далеко не так, как акции нашего хайтека. Более того, в отличие от публичных компаний других отраслей, российские операторы связи один за другим приняли решение выплатить акционерам дивиденды. В чем причина? У каждой компании причины, конечно, свои, но общей я бы назвал упомянутую выше жестокость рынка. Акции телекомов уже не покупают сердцем, но с досады могут распродать. А такая драма, как, скажем, у «Яндекса», пока не началась. До конца года есть время выждать, понять, куда пойдет ситуация, и адаптироваться.
К примеру, «Ростелеком» точно сохранит статус крупнейшей российской компании TMT-сектора на ближайшие три года. На рынках широкополосного доступа в интернет и облачных услуг его не догнать. План занять большую долю пухнущего рынка инфобезопасности компания осуществит за счет поглощений. Ускорившееся замещение импорта позволит ей быстрее решить задачу нарастить долю рынка в B2B- и B2G-секторах. Заимствования «Ростелекома» в рублях и в российских банках, а снижение кредитного рейтинга агентством Fitch на нем никак не отразилось. Ну разве что компания предупредила, что под угрозой срыва находится выполнение задачи подключения к интернету большого количества небольших населенных пунктов. Попавшее под санкции оборудование — это проблема, но до конца года запасов хватит. Совет директоров рекомендует выплату дивидендов по итогам 2021 года (4,56 рублей на акцию). Акция стоит 65 рублей — на 13 % дешевле, чем в феврале. Словно и нет никакой геополитики, если сравнить, скажем, с «Яндексом», акция которого до начала спецоперации стоила 4000 рублей, а после — упала до 1600 рублей.
Крупнейший сотовый оператор МТС осенью озвучил новую бизнес-стратегию и обещал представить дивидендную стратегию весной. Вместо стратегии (которая отложена до более спокойных времен) инвесторы получили сами дивиденды в объеме 66,33 млрд рублей. МТС продолжает искать пути «распаковки» стоимости через раскрутку дочерних компаний и продолжает наступление в банковском секторе. После проседания цифрового ретейла банк стал вторым по объему выручки бизнес-направлением оператора, и даже когда розница восстановит прежние объемы, довольно скоро перегонит ее опять (если экстраполировать текущие темпы роста).
Завидную устойчивость проявил «Таттелеком». В феврале акция оператора стоила 63 копеек, а сейчас — 50 копеек. В начале июня выплачены дивиденды в размере 4,3 копейки на акцию (дивидендная доходность — 6,4 %). Компания запаслась оборудованием впрок и до конца года не испытает проблем с заменой и ремонтом.
Но почему телеком-операторы платят дивиденды, когда больше никто этого не делает? Почему они не инвестируют их в новые направления развития — в облачные сервисы, системную интеграцию, финтех, наконец, просто не создают резерв на будущее? Вероятно, у каждой компании свои причины, например, акционерам остро нужны средства, чтобы выручать другие направления бизнеса — те, куда инвестировали сердцем или доверившись трендам. Но общей причиной, наверное, является холодность фондового рынка.
А фондовый рынок в общем-то думает, что стадия развития телеком-индустрии близка к завершающей. Ушел телеграф, почти ушел стационарный телефон. Потребитель ожидает увеличения полосы пропускания на 60 % в год за ту же абонентскую плату. Он безжалостно закачивает в Сеть на 60 % больше «видосов», хочет телемедицины и дополненной реальности, но не желает выйти за пределы упомянутых 3—7 % бюджета. Эти деньги потребитель готов заплатить кому-нибудь другому, может быть, метавселенной за артефакты для аватара, косметологу или диетологу в соцсети. Но не оператору и не провайдеру. Уровень используемых в связи технологий уже находится за гранью фантастики, все как у микропроцессоров — поэтому так немного производителей телеком-оборудования и поэтому так легко остаться без него из-за санкций.
При таком взгляде на перспективы отрасли телеком-компании оценивались фондовым рынком очень низко в сравнении с «компаниями сектора информационных технологий. Характерный пример: операторы рассуждают о стоимости компаний в терминах мультипликатора EV/EBITDA (отношение стоимости компании к полученной ею прибыли до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов, — прим. ред.). У компании Verizon он равен 8, у Microsoft — 20, у новых компаний, которые фондовый рынок оценивает сердцем (вроде AirBnB) — и вовсе 60. Более близкий нам пример — VEON, ее мультипликатор — 2,62. Проще говоря, фондовый рынок верит в перспективы Microsoft и AirBnB, но от Verizon ждет стабильных дивидендов с доходностью 5 % на акцию. А от VEON рынок их не ожидает, что и сказывается фатальным образом на привлекательности акций.
Так что решение телекомов продолжать платить дивиденды и задействовать палочку-выручалочку в виде абонентской базы (новые комбинации услуг, новые тарифы) объяснимо. Только так они могут сохранить свою стоимость и, соответственно, хорошие условия по кредитам. Когда проблемы встанут острее и потребуется значительный финансовый ресурс, это будет критически важно. А новая дивидендная политика появится потом. Глядишь, и внешняя ситуация может выправиться — и такой исход исключить нельзя.
Напоследок можно пофантазировать, что было бы с индустрией, если бы несколько лет назад восторжествовала модель бесплатного предоставления услуг связи и доступа в интернет. То есть если бы мы не платили абонентскую плату, а смотрели больше рекламы. Объем российского рынка рекламы составлял 578 млрд рублей, а сейчас крупные западные бренды прикрыли бюджеты. Нет, пожалуй, на такую тему сейчас лучше даже не фантазировать.