«Коммерсант» напоминает, что официальные итоги квартала Ассоциация рекламных агентств России (АКАР) опубликует в ноябре–декабре. По итогам первого полугодия 2020 года рынок телерекламы упал на 9%, а в отдельном взятом втором квартале — на 22%, до 31,4 млрд руб.
Издание считает, что бюджеты рекламодателей на ТВ вернулись из-за жесткой политики НРА. Раньше рекламодатель мог снять до 10% бюджета годовой сделки без пересмотра ее цены и штрафов. В 2020 году НРА позволил забрать без санкций максимум 5%, чаще — 2% в зависимости от параметров сделки. Источник «Коммерсанта» рассказал, что в апреле–мае рекламодатели массово стали забирать бюджеты из телеэфира, и селлер пригрозил штрафами: к примеру, при снятии 500 млн руб. штраф мог составить 150 млн руб. Такая политика вынудила рекламодателей не снимать бюджеты, а перенести их с весны на осень, в том числе забирая из других медиа — наружной рекламы, диджитала и прочего.
ТВ-директор «АДВ Лаб и Бенчмарк» Сергей Шуськов связывает возвращение бюджетов на ТВ не только со штрафами, но и оживлением экономики в третьем квартале. В рекламных агентствах утверждают, что четвертый квартал будет еще позитивнее, так как около 90% рекламного инвентаря на телеканалах уже распродано.
Напомним, что по итогам первых шести месяцев 2020 года доля отечественных рекламодателей на телевидении впервые превысила долю иностранных: 52% против 48%.