Сервис позволит работодателям перечислять зарплаты сотрудникам по номеру телефона. Микрофинансовые организации смогут через СБП перечислять клиентам кредитные деньги, а магазины — при необходимости делать возвраты. Первым для всех своих клиентов этот функционал реализовал Делобанк (группа СКБ-Банка). «ДОМ.РФ» планирует запуск нового функционала в октябре, а «Веста» и ПСБ — в конце 2020 года. Кроме того, внедрить сервис намерены банки «Открытие», Росбанк, «Тинькофф», «Зенит», «Абсолют» и УБРиР.
«Новый функционал можно использовать для любых целевых переводов от компаний физлицам, например, для перечисления денежных призов за участие в конкурсах и акциях, средств за возврат товаров или дохода от инвестиций, в дальнейшем — для выплаты заработной платы. Механизм будет востребован также микрофинансовыми организациями при выплате займов клиентам,» — пояснила «Известиям» директор по развитию Делобанка Ирина Кузьмина.
Функционал в перспективе позволит полностью решить проблему так называемого зарплатного рабства, когда клиенту навязывают использование карты определенного банка для получения денег от работодателя.
Аналогичный централизованный сервис для всех кредитных организаций разрабатывает Банк России. В январе 2020 года директор департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина говорила, что зарплатный сервис может быть запущен в конце 2020-го или начале 2021 года. Схема перечислений может выглядеть следующим образом: работодатель будет направлять в свой банк список физических лиц для перечисления зарплаты с указанием их номеров телефонов, затем через СБП зарплаты каждому сотруднику будут перечисляться в тот банк, который сам работник определил для себя как основной, пишет РБК.
В России работник имеет право заменить банк, который выбрал работодатель для перевода зарплаты, однако на практике это право работников нередко нарушается. Рынок зарплатных проектов в России составляет около 25 трлн руб., а доминирующие позиции занимают госбанки.
Представитель ЦБ рассказал РБК, что регулятор по-прежнему изучает вопрос целесообразности создания в СБП централизованного сервиса по переводу зарплат: у этого предложения есть как сторонники, так и оппоненты. Важна не столько технологическая реализация, с которой не возникнет сложностей, сколько проработка всех сопутствующих вопросов, объяснил представитель ЦБ: «Речь идет и о процедурах взаимодействия между юридическими лицами — работодателями с банками, и о возможной претензионной работе в случае изменения номера телефона».
В августе СМИ уже писали, что Visa и «Яндекс.Касса» запустили сервис для отказа от «зарплатного рабства». Для получения перевода по номеру банковской карты сотруднику нужно было ввести данные в форму на странице «Яндекс.Кассы». Система предоставляет идентификатор — номер для выплаты, который сотрудник передает в бухгалтерию организации.