По вашим оценкам, насколько вырос спрос на отечественную потребительскую электронику и повлиял ли на нее уход ряда иностранных вендоров из РФ?
Безусловно, спрос на отечественную потребительскую электронику вырос и этому способствовал уход западных вендоров в том числе. Но тем не менее нужно понимать, что российский потребитель очень избалованный. Кроме того, никто не отменял параллельный импорт, поэтому ценители, например телевизоров А-брендов, все так же могут приобретать их. И что немаловажно: если мы хотим конкурировать на этом рынке и завоевывать потребителя, то должны предоставлять ровно ту же функциональность, что и у А-брендов, а иногда даже выше, и с этой точки зрения как минимум не уступать ведущим вендорам. С этой задачей мы справляемся.
Планируете ли вы увеличивать объем инвестиций в продукты и на что делаете ставку?
Без инвестиций невозможно разработать действительно высокотехнологичные продукты, не говоря уже о технологиях. Единственное, на чем стоит сделать акцент — мы верим в будущее нейросетевых моделей. Соответственно, и основной фокус делаем на них.
Расскажите чуть подробнее о том, какие нейросетевые модели вы развиваете.
В 2023 году мы первые на рынке запустили мультимодальную нейросеть GigаСhat — наш ответ ChatGPT. Сфера применения у этой технологии широкая. К примеру, на ее базе бизнес может обогащать существующие продукты и запускать новые.
Если вы посмотрите отчеты McKinsey (международная консалтинговая компания, — прим. ред.) или Высшей школы экономики (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», — прим. ред.), то увидите, что искусственный интеллект и нейросетевые модели востребованы абсолютно во всех отраслях. И наша задача состоит в том, чтобы нащупать кейсы, в которых очевидна ценность ИИ для бизнеса. Этому будет способствовать то, что мы открыли API (прикладной интерфейс программирования, — прим. ред.) и доступ к SDK (комплект для разработки программного обеспечения, — прим. ред.). Нашими технологиями могут пользоваться любые компании.
Я верю в то, что с помощью искусственного интеллекта мы предоставим бизнесу инструмент, который повысит их эффективность — как в целом, так и каждого сотрудника отдельно. Только представьте, какое количество времени каждая компания тратит на то, чтобы что-то придумать, отвечать на комментарии и запросы пользователей! Все эти задачи можно упростить за счет применения ИИ.
Одно из направлений SberDevices — устройства для умного дома. Как вы оцениваете развитие этого рынка и насколько сильны на нем позиции отечественных разработчиков?
Давайте посмотрим на то, что происходит в сегменте умных колонок. Здесь ключевых игрока: «Яндекс», «Сбер» и VK. «Яндекс» запустил свой продукт первым и большую часть рынка забрал под себя. Тем не менее, когда мы говорим про разработку технологий и продуктов, то в нашем случае все производим самостоятельно — как с точки зрения прототипирования, дизайна, так и инжиниринга.
Мы видим востребованность наших умных колонок для организации умного дома. Важно понимать, что этот рынок только формируется: спрос и переход в массовый сегмент, а также законодательство.
До сих пор много людей думают, что создать умный дом это дорого. Но задача эта решается по-разному. Каждый из нас хоть раз да забывал, оставил ли включенным утюг дома. Были у вас такие случаи?
Ну, были, конечно.
Теперь эта проблема решается просто. Запускаете мобильное приложение и обесточиваете в нем умные розетки.
Или, к примеру, я нахожусь на работе, а мне приходит уведомление, что в квартире разбилось стекло. В такой ситуации я могу вызвать экстренную службу чтобы проверить, все ли в порядке дома.
Все это новые сценарии, которые будут востребованы. И самих сценариев будет становиться еще больше. Поэтому умный дом будет развиваться, это наше светлое будущее.
На проникновение умных устройств в домохозяйства влияют и факторы медиапотребления — когда дети уже не представляют свою жизнь без смарт-колонок и засыпают, слушая сказку на наших устройствах. И не только наших. Это новый паттерн поведения пользователей, который мы формируем.
Мы развиваем нейросетевые модели, в том числе встраивая GigaChat в виртуального ассистента Салют. В результате у пользователя возникает ощущение, что он как будто разговаривает с живым человеком. Виртуальный ассистент подстраивается под вас. Получается более живое, динамичное общение. Вот такую химию мы создаем между нашими умными колонками и пользователем.
Рынок умных устройств будет расти экспоненциально благодаря новым паттернам поведения. Дети спрашивают у виртуального ассистента, почему трава зеленая, а небо — голубое, сочиняют поздравления маме на день рождения или даже придумывают, как написать письмо Деду Морозу. Таких сценариев будет еще больше. Технологии так стремительно развиваются, что через год мы будем говорить уже о чем-то абсолютно ином. Важно понимать, что виртуальный помощник стал реальным помощником. Этому помогло встраивание нейросети GigaChat в «Салют». Поэтому мы с предвкушением смотрим в будущее.