Ведущий Андрей Леонтьев вместе со съемочной группой проехал тысячи километров, чтобы запечатлеть чудеса инженерной науки, за каждым из которых стоит увлекательная история. Узнайте новые факты о великом прошлом, впечатляющем настоящем и многообещающем будущем российской науки, техники и инженерной мысли – смотрите второй сезон программы «Техногеника» c 18 февраля по субботам в 15:00 на Discovery Channel.
Магнитогорский металлургический комбинат
Магнитогорский Металлургический комбинат – самое большое производственное предприятие в России и один из крупнейших металлургических заводов в мире: его можно увидеть из космоса невооруженным взглядом. На проектирование ММК отводилось 11 лет, а на строительство – 12, но благодаря энтузиазму и титаническому труду советских строителей весь цикл удалось завершить за три года. Первый чугун был получен уже через 1,5 года после закладки первой доменной печи, а еще через 4 года Магнитка произвела больше чугуна, чем Италия, Германия и Канада вместе взятые. На сегодняшний день это самое современное металлургическое предприятие в России: оно занимает площадь в 12 000 га и обеспечивает рабочими местами 22 000 человек.
Шагающие экскаваторы
Шагающий экскаватор «Уралмаш ЭШ 65/100» – самый большой в России и самый мощный в мире экскаватор с традиционным ковшом. Первая цифра в его названии обозначает объем ковша в кубометрах, а вторая – вылет стрелы в метрах. Трудился этот монстр в Тулунском угольном карьере, расположенном в Иркутской области, и из-за невероятных габаритов его издалека видно водителям, проезжающим по трассе М-53. Весит машина более 5000 тонн. У ЭШ 65/100 был «старший брат» – рекордный по габаритам и производительности ЭШ 100/100 с объемом ковша 100 кубометров, который успешно работал на Назаровском разрезе в Сибири с 1976 года до начала 1990-х гг., но в связи с падением объемов добычи был законсервирован, а позднее сдан в металлолом.
Лефортовский тоннель
Лефортовский тоннель в Москве – это не только сложнейшее инженерное сооружение, созданное с учетом самых последних требований по безопасности. Это еще и уникальная в мировых масштабах стройка – прокладка тоннеля под Москвой-рекой, районом исторической застройки, с учетом многочисленных подземных коммуникаций мегаполиса и близости метро. Такую сложную задачу пока еще не приходилось решать ни в одной столице мира. В результате получилось крайне эффективное и изящное решение транспортной проблемы, столь актуальной для перенаселенного мегаполиса.
Царь-бомба
В октябре 1961 года Советский Союз явил миру самое разрушительное оружие, когда-либо созданное человечеством – термоядерную бомбу, получившую название «Царь-бомба». Над ее созданием трудился будущий правозащитник и гуманист Андрей Сахаров. Взрыв устройства в 100 мегатонн привел бы к необратимым последствиям для природы и населения Земли – ударная волна и радиоактивное заражение, поэтому для демонстрации мощность заряда была уменьшена вдвое – до 50 мегатонн. Но и этого хватило, чтобы все сейсмостанции мира зафиксировали признаки землетрясения, а взрывная волна обогнула Землю 3 раза. Это был первый и последний случай применения страшного оружия, которое, к счастью, так и осталось невостребованным.
Вертолеты-гиганты
Вертолет В-12 конструкции Михаила Миля до сих пор вызывает восхищение. Во-первых, он остается самым большим по размерам и самым грузоподъемным в мире и по сей день, спустя почти 50 лет после первого полета. Рекорд грузоподъёмности в 45 тонн, зафиксированный в книге рекордов Гиннеса, не побит до сих пор. Американская ассоциация строителей геликоптеров присудила КБ Миля за создание В-12 большую премию Сикорского, которая дается только за величайшие отраслевые достижения. Увы, вертолет оказался невостребованным уже на стадии испытаний – машина предназначалась в первую очередь для перевозки секций баллистических ракет, но на момент его создания ракеты стали меньше, а также появились мобильные комплексы для их транспортировки. В итоге гигант остался не у дел, однако интерес к В-12 не утихает – например, одна американская компания хотела выкупить такую машину, чтобы сделать на ее базе летающий отель.
Стратегические Бомбардировщики. Самолеты будущего
Стратегические бомбардировщики интересны не только как памятники холодной войны, но в первую очередь как машины, которые воплощают передовые решения в области конструкции планера, новых материалов и самых совершенных двигателей. Гонка вооружений между СССР и США привела к созданию практически совершенных стратегических бомбардировщиков, способствуя развитию не только военной, но и гражданской авиации. Так, при создании только одного бомбардировщика Т4 было сделано свыше 400 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами. Программа прослеживает эволюцию стратегической авиации СССР от Ту-4 через М-50, Ту-95 и Т-4 до Ту-160. Вы узнаете историю самолетостроения и познакомитесь с ноу-хау, которые нашли применение в современной авиаиндустрии.
Эффект экрана. Русские экранопланы
Экранопланы – это машины, которые объединяют достоинства самолета и катера. Они летают благодаря так называемому «эффекту экрана», создающему воздушную подушку: сами аппараты практически вездеходны, поскольку могут подниматься на несколько метров над любой поверхностью, и способны развивать скорость до 600 км/ч. В СССР было создано несколько экранопланов, но в 90-е годы работа над ними была заморожена. Узнайте историю этих необычных машин, а также познакомьтесь с их современными версиями и перспективами.
Самые быстрые локомотивы
В конце 80-х гг. ХХ в. в СССР был построен самый быстрый в мире тепловоз ТЭП-80, установивший рекорд Гиннесса (271 км/час). Увы, эта машина так и осталась экспериментальной, но наработки, которые использовались при ее создании, помогают сделать новый шаг в строительстве локомотивов. Программа «Техногеника» вспоминает создателей тепловоза и прослеживает их судьбы, а также рассказывает о том, как устанавливался рекорд. Героями выпуска станут и другие скоростные локомотивы – например, паровоз П-36 и вагон с реактивными двигателями, созданный на Калининском заводе в 1970 г. Зрители также увидят самую перспективную железнодорожную разработку – российский газотурбовоз.
Луноходы и Марсоходы
Луноход-1 стал первым в истории механизмом, созданным на Земле и перемещавшимся по другому небесному телу, передавая оттуда информацию. Программа расскажет о конструкции Лунохода, истории его создания, а также о других отечественных планетоходах. Самая большая сложность заключалась в том, что никто не представлял себе, как должен выглядеть «трактор» для другой планеты – аналогов в мире просто не существовало. Но в результате проблема была решена, и из этого выпуска программы вы узнаете, как именно.
Русский коллайдер
В последнее время термин «коллайдер» ассоциируется в основном с ускорителем, который работает в лаборатории ЦЕРН, расположенной неподалеку от Женевы на границе Швейцарии и Франции. Однако первый ускоритель в Европе был построен в СССР, в Дубне – он запечатлен в знаменитом фильме «9 дней одного года». Сегодня дубнинский коллайдер получил вторую жизнь после глобальной реконструкции. Была предпринята попытка построить коллайдер в подмосковном городе Протвино, но эта работа, увы, не была закончена – в итоге грандиозный ускоритель диаметром в 20 км так и остался на бумаге. Сейчас там работает гораздо более скромный агрегат, но вместе с дубнинским ускорителем он помог совершить десятки открытий, проливающих свет на структуру материи и загадки Вселенной.
БТА. Телескоп-гигант
Без российской астрофизической обсерватории РАН в Нижнем Архызе, в Карачаево-Черкессии, сегодня уже невозможно представить себе не только отечественную, но и мировую науку. И процесс создания обсерватории не менее интересен, чем та научная деятельность, что она ведет. Чего стоит одно уникальное зеркало, на создание которого ушло более 4 лет! Идеально гладкая 15-километровая автомобильная дорога, проложенная в диких горах для доставки хрупкого оборудования – еще одна необычная черта объекта. И зеркало, и сам Большой Азимутальный телескоп (БТА) были до 1993 года самыми масштабными в мире. А новаторская идея Азимутальной ориентации телескопа не только была впервые успешно реализована, но и стала основополагающей для всех последующих больших телескопов в мире. Проект БТА называют эпохальным – над созданием уникального телескопа работала вся страна, а технологии, произведенные специально для это проекта, существенно продвинули вперед отечественные разработки в разных отраслях.
Гиперболоидные конструкции
В 1899 году известный российский инженер Владимир Шухов запатентовал гиперболоидную форму конструкций, положив начало строительству гиперболоидных башен. Одна из самых известных – радиобашня на Шаболовке, которая в 2015 году была включена в список Памятников мировой культуры. Идея Шухова, которая позволяла строить легкие и прочные здания, не знала аналогов в мировой практике. Она актуальна по сей день – хотя железобетонные конструкции потеснили ажурные стальные сооружения, башни-гиперболоиды и сегодня возводятся в разных странах мира и наблюдается ренессанс шуховских идей. «Красивое – всегда прочное» - утверждал великий инженер и конструктор. И неизменно воплощал этот тезис в жизнь, будь до это башни, стропила или нефтехралища. Зритель узнает, чем еще кроме Шуховской башни мы обязаны гению великого соотечественника.