У глобального AliExpress есть мобильное приложение, у которого более ста миллионов скачиваний в Google Play. Но «AliExpress Россия» запустила отдельное мобильное приложение. Почему оно потребовалось?
Совместное предприятие «AliExpress Россия» создано в 2019 году с целью развития глобальной компании в России и странах СНГ. Многие вещи, которые привычны пользователям Китая или других стран, не всегда применимы в нашей стране. Да, одно приложение в разных странах приемлемо, оно работает, но мы видим, что технические или интерфейсные решения, которые используются в глобальном приложении, не позволяют нам быстрее развиваться в России.
Отдельное приложение необходимо, потому что оно отвечает требованиям российских пользователей как в плане интерфейса, так и в плане способов оплаты, доставки, развития локального рынка. На платформе «AliExpress Россия» растет количество локальных продавцов и интегрировать их в глобальный продукт гораздо сложнее и дольше, да и селлерам неудобно пользоваться глобальными решениями. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сделать продукт более гибким и адаптированным под локальный рынок. Мы будем развиваться с учетом запросов пользователей, данное приложение как раз позволяет это делать гораздо лучше.
Сейчас приложение находится на начальной стадии развития. Поэтому его отличия от глобального приложения не существенные, что объяснимо: мы не хотим шокировать пользователей резкими переменами. Покупатели пользовались приложением десятилетие, привыкли к нему, поэтому неожиданно выкатывать им совершенно новое приложение считаем неправильным.
Платформа «AliExpress Россия» будет эволюционировать, будут происходить изменения в локальном приложении, которые тоже станут полностью отвечать всем требованиям российского рынка электронной коммерции. Словом, отдельное приложение позволяет делать все, что нужно для быстрого развития, внедрять более гибкие и удобные решения.
По своим возможностям локализованное приложение по сравнению с глобальным находится в позиции догоняющего?
По функциям оно аналогично глобальному. Сейчас произошло отделение, как говорят разработчики, форк, то есть разветвление одного проекта на два. И здесь есть много разных тонкостей, например, связанных с поиском. Поиск в глобальном AliExpress работает через несколько переводов, поскольку ориентирован на множество стран. Адаптировать его под русский язык, под российские запросы, не разломав интерфейсы и сценарии, сложно. Смысл в том, что без разделения продуктового приложения двигаться дальше проблематично. Следующий шаг качественного развития «AliExpress Россия» возможен только в отдельном приложении.
Вы сказали, что через приложение «AliExpress Россия» могут работать локальные поставщики. В чем для них стимул работы именно с вами, а не с другими ретейлерами?
На «AliExpress Россия» продавец получает доступ к огромной базе покупателей. Таким образом мы берем на себя конструктивные функции и позволяем продавцу сосредоточиться на своем бизнесе, а не на логистике, транзакциях, поэтому продвижение для локальных поставщиков у нас организовано проще.
Развлекательный сценарий покупки сегодня актуален. Мы используем разные форматы, в том числе и Live-трансляции, проводим их с селлерами, сейчас каждый из них может запустить стрим и рассказать аудитории о своих предложениях.
В мобильном приложении «AliExpress Россия» есть формат сторис продавцов (позволяет рассказать историю в виде короткого видеоклипа, — прим. ред.). Как этот формат себя показал?
Это новый формат для «AliExpress Россия», его нет в глобальном приложении. На мой взгляд, эксперимент со сторис оказался удачным благодаря тому, что он привычен и понятен пользователю. На нашей платформе много продавцов, проходит много акций, распродаж, то есть идет большой информационный поток. Как его правильно и понятно для российского пользователя упаковать, не затмив сверкающими баннерами и мигающими кнопками? В этом заключалась наша задача, так как фиктивная нагрузка в глобальном приложении довольно высокая и по нашим исследованиям непривычна российскому пользователю. А сторис для него привычный формат для размещения нескольких десятков сообщений о распродажах, новых товарах, при этом их можно синхронизировать, ставить для пользователя в удобном порядке, что как раз подходит под временную акцию. Сторис — живой и гибкий инструмент для того, чтобы наглядно показать человеку то, в чем он заинтересован.
На YouTube популярен формат, когда на камеру демонстрируют какой-то товар, его распаковку. Вы запустили Live-трансляции. Логично, что ретейлеры пошли в этот формат, однако эксперты предупреждают, что он может быть оправдан только при относительно небольших инвестициях. Вы с этим согласны?
Дискавери-шопинг (тип онлайн-покупок, в котором особое внимание уделяется аспектам просмотра, — прим. ред.), как мы его называем, хорошо показывает себя на AliExpress, потому что он помогает людям ориентироваться в многообразии товаров, больше узнать ассортимент. Именно такой развлекательный сценарий покупки сегодня актуален. Мы используем разные форматы, в том числе и Live-трансляции, проводим их с селлерами, сейчас каждый из них может запустить стрим и рассказать аудитории о своих предложениях. У AliExpress есть социальная сеть, которая поддерживает все типы контента, в том числе фото, видео, стримы. Стрим действительно тренд, все больше селлеров использует его, для пользователей это что-то новое, но интересное, поэтому мы активно развиваем это направление.
Еще одно направление — интеграция маркетплейсов с соцсетями. У «AliExpress Россия» есть такой проект с «Одноклассниками», где возможности маркетплейса нативно интегрированы в механики соцсети. Расскажите об этом опыте и дальнейших планах в этом направлении.
Сейчас все большие проекты вливаются в соцсети, это уже экосистема. Пользователь в соцсети может не только потреблять контент и общаться, но и пользоваться услугами, например, заказывать еду или такси. Поэтому вполне логично в этой экосистеме предоставить ему возможность сделать заказ и на AliExpress. Тем более, что ассортимент и развлекательные составляющие на AliExpress хорошо заходят в социальные сети. Опросы показывают, что многие люди просматривает AliExpress как социальную сеть, а потом начинают искать товар. Паттерная аудитория AliExpress, предпочитающая нас как развлекательный ресурс, хорошо потребляет контент AliExpress как в привычной среде, так и в «Одноклассниках». Социальная сеть позволяет довольно плотно интегрировать разные типы контента внутри одной ленты, очень хорошо работают развлекательные механизмы, поэтому эта история хорошо заходит.
Ставится ли перед «AliExpress Россия» цель создать суперприложение, насытить его другими сервисами, ведь ретейлеры стремятся предоставлять мультиуслугу?
На мой взгляд, сложно провести грань, пройдя которую, приложение становится супераппом, она довольно размыта. AliExpress богатый по функционалу сервис, с трансграничной торговлей, большим ассортиментом товаров не только из Китая, но и из Турции, других стран, в нем есть локальные товары. То есть это два маркетплейса в одном сценарии. Мы стараемся его не разделять. В AliExpress есть соцсеть с подписками, сообщениями, лайками, вертикальным видео как у TikTok, со стримами, фото- и видеоконтентом. У нас много игровых механик в виде мини-приложений, есть проект с доставкой, который позволяет пользователю заказать продукты с доставкой в течение 15 минут. Все товары повседневного спроса находятся в разделе с отдельным каталогом и картой товара, для них организован отдельный процесс покупки. AliExpress как проект электронной торговли можно назвать супераппом. Это даже не тренд, а требование пользователей.