Международная академия связи (МАС) была основана в 1996 году. В текущем году эта общественная организация, объединяющая под своим началом крупных ученых, выдающихся менеджеров и высококлассных специалистов в отрасли связи и коммуникаций, отмечает 25-летний юбилей. «Телеспутник» пообщался с президентом МАС Анастасией Оситис и расспросил ее о том, как обстоят дела в мировых телекоммуникациях и куда приведет мир повсеместная цифровизация.
Галина Правдина
Галина Правдина
Международная академия связи (МАС) была основана в 1996 году. В текущем году эта общественная организация, объединяющая под своим началом крупных ученых, выдающихся менеджеров и высококлассных специалистов в отрасли связи и коммуникаций, отмечает 25-летний юбилей. «Телеспутник» пообщался с президентом МАС Анастасией Оситис и расспросил ее о том, как обстоят дела в мировых телекоммуникациях и куда приведет мир повсеместная цифровизация.
Какое место связь и коммуникации занимают в современном цифровом обществе?
Главная глобальная тенденция XXI века — переход к новому общественному укладу, «Индустрии 4.0». Этот процесс характеризуется цифровыми преобразованиями во всех сферах жизни и деятельности человечества. Без повсеместного распространения и развития высокоскоростных сетей связи, формирующих единое цифровое пространство, этот процесс был бы попросту невозможен. На сегодняшний день возможность широкополосного доступа в интернет создана для 93% населения мира. При этом регулярно интернетом пользуется более половины жителей Земли. В России количество договоров на широкополосные подключения превысило 150 млн, причем большинство из них на сетях подвижного доступа. Широкополосные сети связи нового поколения стали привычными и необходимыми в нашей жизни так же, как сети энерго- и водоснабжения.
Как пандемия повлияла на отрасль связи? Удалось ли вызовы превратить в новые точки роста?
Пандемия выявила ценность современной связи для социального и экономического благополучия, обострила спрос на цифровые коммуникации и обозначила повышенные требования к сетям. Все это позволило увидеть слабые места во внутренней информационной инфраструктуре. Многие страны и регионы столкнулись с трудностями во время перевода на удаленную работу и учебу своих граждан из-за низкой скорости широкополосного доступа, высоких цен на интернет, а также из-за отсутствия необходимых цифровых навыков и пользовательского оборудования.
Относительно точек роста можно сказать, что кризис, вызванный пандемией, не только ярко продемонстрировал критическую роль информационных и коммуникационных технологий для развития и функционирования общества, но и выявил значительное цифровое неравенство между странами и внутри них. Так, цифровое неравенство в России между регионами достигает пятикратного размера. Правительства, международные организации, операторы связи во многих странах приняли ряд оперативных мер по решению отмеченных проблем. У нас был решены вопросы бесплатного доступа граждан к социально значимым сайтам, к образовательным услугам, проведения онлайн-конференций в целях обеспечения непрерывности управления, производства и бизнеса, поддержки восстановления экономики. Теперь дело за правительствами, национальными регуляторами в сфере электросвязи и ИКТ, которые должны пересмотреть свои цифровые повестки дня, решить проблемы инвестиций и инноваций, наладить государственно-частное партнерство в развитии телекоммуникаций.
Голосовую связь все больше заменяет обмен данными. Требует ли это коренных изменений в отрасли? Электронное безголосовое общение для человека в профессиональный деятельности и в общении по личным вопросам — это прогресс?
Термин «голосовая связь» с развитием широкополосных сетей утратил свою однозначность. На традиционных телефонных сетях количество абонентов постоянно снижается и сравнялось с растущим числом фиксированных подключений пользователей к интернету. Число договоров на подвижную голосовую связь в нашей стране превышает количество жителей. В это число входят и владельцы смартфонов, имеющие интернет-подключение и все чаще использующие его для голосовой связи через мессенджеры, а не телефонию. Следует также отметить, что с развитием широкополосных сетей традиционная голосовая телефония технологически все больше ограничивается «последней милей», то есть линией от сети общего пользования к телефону. В интернете же голос оцифровывается и данные телефонии вливаются в общие потоки цифрового трафика, давно составляя доли процента в его общем объеме. Относительно безголосового общения имеет место ярко выраженная тенденция быстрого роста количества коротких сообщений, передаваемых через те же мессенджеры, такие как WhatsApp, Telegram и другие при снижении использования СМС.
Бытует мнение, что главные проблемы телекома сегодня связаны с 5G. Так ли это?
5G — это принципиально новая сеть, требующая использования более высокочастотных диапазонов, не менее двукратного увеличения числа базовых станций, других излучающих систем, нового аппаратного комплекса и новой высокоскоростной опорной сети на оптических линиях. Затраты на его внедрение несоизмеримы с предыдущими этапами совершенствования подвижной связи. Такова плата за новые, качественно иные, более широкие возможности для потребителей и она должна быть обеспечена платежеспособным спросом. Сегодня технические решения и программно-аппаратный комплекс для стандарта 5G уже разработаны, ряд фирм предлагают свое оборудование и решения. Так что появление сетей этого стандарта зависит только от экономических аспектов.
Вы как-то писали: «За последние 20 лет в области телекоммуникаций я не припомню неокупаемых проектов». На чем базируется такое утверждение?
В связи с этим уместно ответить и на вопрос об окупаемости проектов развития сетей. Телекоммуникации в России одна из немногих рыночных, конкурентных отраслей, где все операторы — коммерческие компании. Очевидно, что ни один из них не будет инвестировать в убыточные проекты. В случае неокупаемости необходимых стране инфраструктурных проектов в их реализации должно участвовать государство.
Не так давно Минкомсвязь переименовалась в Минцифры. Какую роль играет обновленное министерство на отечественном рынке телекоммуникаций и сменится ли она вместе со сменой названия ведомства?
Министерство на моей памяти переименовывалось пять раз. Его официальное название не имеет отношения к рынку и не влияет на организацию деятельности телекоммуникаций. Здесь главное в том, как этот орган исполнительной власти в области связи выполняет свои функции национального регулятора в области телекоммуникаций. Следует отметить, что в условиях рынка в большинстве стран мира эту роль выполняют независимые, неправительственные национальные регуляторы, а цели, тренды и механизмы регулирования согласуются ими через обсуждение на ежегодных глобальных симпозиумах, проводимых Международным союзом электросвязи.
Вы давно и последовательно критикуете «Ростелеком». С чем связана эта позиция?
Сети общего пользования в России составляют около 2,5 тысячи операторов, больших и малых. И многие, если не большинство из них, имеют присоединения к сети «Ростелекома», владеющего со времен СССР большинством магистральных линий в стране. В этом плане он реально занимает доминирующее положение на рынке. Однако существующая антимонопольная практика этого не учитывает. Общественные объединения малых и средних операторов, с которыми мы взаимодействуем, постоянно жалуются на дискриминационные меры, грабительские тарифы со стороны «Ростелекома». Имеются и другие проявления несправедливых условий конкуренции со стороны этой публичной компании.
Скоро МАC отмечает 25-летие со дня образования. Чего удалось достичь за это время? Назовите самое выдающееся событие в деятельности МАС за это время.
Рассказать о деятельности МАС на протяжении четверти века в интервью невозможно. Могу только отметить, что с момента создания академия придерживалась принципов актуальности и системного подхода в своей работе. В этом ключе мы провели 24 международных форума, около 150 конференций и круглых столов. Кроме того, МАС регулярно готовит публикации для СМИ, а также доклады и аналитические записки для профильных ведомств и организаций. С 2002 года академия является ассоциированным членом Международного союза электросвязи — учреждения ООН в сфере электросвязи, а также регулярно участвует в работе международных конференций, глобальных симпозиумов, других отраслевых мероприятий, определяющих перспективы и стандарты развития электро- и радиосвязи в мире.
Подписка на рассылку
Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий