img22 декабря 2020 в 10:36

Будимир Сердитых, Harmonic: «Модус операнди заказчика очевидно меняется»

Уходящий год задержал реализацию многих проектов в сфере вещания. О том, как он повлиял на работу производителя в России, а также о драйверах роста и особенностях менталитета местных заказчиков мы попросили рассказать главу филиала компании Harmonic, Inc. в Москве Будимира Сердитых.

Уходящий год задержал реализацию многих проектов в сфере вещания. О том, как он повлиял на работу производителя в России, а также о драйверах роста и особенностях менталитета местных заказчиков мы попросили рассказать главу филиала компании Harmonic, Inc. в Москве Будимира Сердитых.
Во время режима самоизоляции большое количество людей стало работать удаленно. Это вызвало нагрузку на сети, видеосервисам даже пришлось снижать качество потока. Как пандемия коронавируса повлияла на вашу работу?
Удаленная работа для нас не нова. Половину времени в компании Harmonic мы работали удаленно. Этот образ действий принят в хайтек-компаниях, особенно в американских, в меньшей степени — в европейских. В Harmonic я работаю с 2005 года, и с того времени у меня оборудован домашний офис. Я могу работать там, где есть компьютер и выход в интернет.

При приеме на работу мы даже предупреждаем соискателей: ребята, вы должны иметь домашний офис, вам не обязательно ходить с 9 до 18 часов в офис, но будьте готовы к тому, что я позвоню после 18 часов и попрошу выполнить какую-то задачу. Мы вполне привычны к удаленной работе.

А экономически пандемия сильно на нас сказалась, с точки зрения продаж — не очень хорошо, просто по объективным причинам. Причем не только в России, но и в целом по миру, за редким исключением. В общем, скорее бы коронавирус закончился.

По итогам второго квартала у Harmonic выросла выручка. Отмечалось, что продажи увеличились в сегментах кабельного телевидения и софта как услуги. Это касается и российского рынка или здесь у вас иные драйверы роста?
К сожалению, оба этих сегмента у нас практически не работают. То, что делает Harmonic в кабельном сегменте, технологически не используется. Я имею в виду наш продукт CableOS — развитие стандарта DOCSIS 3.1. У нас исчезающе малое количество крупных операторов используют эту технологию. Посему потенциальный рынок очень небольшой.

Софт как услуга — сегмент интересный, но, во-первых, у нас он не очень развивается, поскольку операторы в силу консервативности мышления пока еще не готовы делать что-то на арендованных мощностях, например в облаке. Не могу сказать, что они категорически против, но относятся к этой модели с разумной или чрезмерной осторожностью. На эту тему ведется много дискуссий с большими заказчиками, но дальше дело не пошло.

Это особенность менталитета?
И да, и нет. Вы же помните, как писал Маяковский: «У советских собственная гордость». Дело не в том, что нужно переломить что-то с психологической точки зрения, хотя и это тоже — большую роль играет связность сетей. Облако должно быть доступно в режиме 24/7, на вход и выход к нему должны быть качественные устойчивые каналы, причем не один, а несколько — с резервированием. С этой точки зрения не все хорошо. Это то, куда двигаются все высокотехнологичные компании, не только Harmonic.
Фото: пресс-служба компании Harmonic
Так какие же драйверы роста на российском рынке?
Работая в этой сфере большую часть своей карьеры, я замечал, что у России есть лаг (задержка, — прим. ред.) от 3 до 5 лет по сравнению с Европой. Сейчас это бум технологии OTT, перевод телеканалов в HD и запуск 4K. Хотя в отношении 4K лаг чуть меньше — пара лет. К большому сожалению, у нас нет новых больших проектов, которые приводили бы к существенному росту бизнеса. С другой стороны, наша доля рынка среди Tier-1-операторов (операторы первого уровня, — прим. ред.) составляет от 80% до 90%, в зависимости от сегмента, и простое обновление, выпуск новой модели, нового софта помогают нам обеспечивать план выполнения продаж.
Российское отделение Harmoniс не только продает оборудование, но и оказывает услуги сервисной поддержки. Как вам удается выстраивать такой бизнес в России и СНГ, где люди привыкли получать подобные услуги бесплатно в рамках действующих контрактов?
В нашем сегменте — формирование каналов передачи — было очень сложно приучить заказчиков относиться к этому по-другому. Мы продолжаем бесплатно их поддерживать, даже если у них нет контракта на сервисную поддержку. Здесь в нашу пользу сыграла покупка компании Omneon (производитель систем хранения и обработки цифрового контента, — прим. ред.) — она по умолчанию продавала свои сервисные услуги. Продажи сервисных контрактов шли у нее хорошо. Отчасти спасло то, что телевидением стали заниматься компании с большим ИТ-бэкграундом и менталитетом. Плюс, мы выстроили логистическую систему, у нас есть сервисный склад на территории России и обученный персонал. Все наши партнеры умеют делать поддержку первого уровня — проводить первичный сбор звонков, оценку сложности задачи, в отдельных случаях даже предлагать ее решение. Заказчик привык получать все бесплатно. Но его модус операнди очевидно меняется. Если бы хайтек-компании более настойчиво предлагали платную сервисную поддержку, то заказчик был бы лучше готов к ней.
Какие еще специфические особенности, которые отличают рынок России и СНГ от других стран, вы можете назвать?
Поскольку мы работаем не только в России, но и на других рынках, то могу сказать, что технари везде примерно одинаковые. Может быть, у нас они более любознательные. Но в целом нет ничего, что отличало бы российский рынок, скажем, от Европы или Америки. Везде у заказчиков схожая мотивация и поведение. Если умеешь продавать в России, то сможешь продавать и в Польше, и в Америке. Хотя в последнем случае нужно уметь играть в гольф.
Сегодня аппаратно-программные решения на базе специализированных платформ уступают место чисто программным решениям, устанавливаемым на серверы общего назначения. Harmonic стала внедрять эту концепцию одной из первых. Какие новые задачи в связи с этим приходится решать при конфигурировании и обслуживании таких систем?
Каких-то новых задач в связи с этим не возникло. Это отличие концептуальное. Мы всегда выпускали свои изделия в виде специфического программно-аппаратного комплекса. Если говорить про кодеры — наш основной бизнес, — то производители выпускали специальные микросхемы ASIC под конкретные задачи — кодирование сначала MPEG-2, потом MPEG-4. Такие микросхемы не могли использоваться нигде, кроме как в MPEG-кодировании. На этих микросхемах мы строили наши кодеры, под них модифицировалось программное обеспечение, и такие программно-аппаратные комплексы мы продавали.

Около шести-семи лет назад компания Intel опубликовала план роста мощности процессоров общего назначения, который превосходил раза в четыре план роста мощности микросхем ASIC. После этого мы решили перейти от специализированных микросхем к микросхемам стандартной архитектуры. В этом мы действительно оказались первыми в своем сегменте. А все остальные производители стали выпускать софтовые кодеки вслед за нами. И в этом нет ничего плохого: ASIC не дают такой же мощности, как процессоры стандартной архитектуры. Это позволило нам удешевить стоимость платформы. Мы используем стандартные серверы HP, Dell и других вендоров. Единственное, что препятствовало массовому внедрению этого решения, — это SDI-карты. Но эту проблему мы решили путем интеграции SDI-плат от сторонних поставщиков. А группа стандартов SMPTE 2022, касающихся передачи видео формата SDI по сетям IP, сняла последние препятствия в использовании стандартных серверов без всякой доработки.

Boudimir_Serditykh-000.jpg
Верно ли говорить, что у перехода на софтверные кодеки были не только технические, но и экономические причины?
Главными были все же технические причины. А они уже потянули за собой экономические. Но ключевым было то, что по вычислительной емкости процессоры стандартной архитектуры давали гораздо лучшие результаты, чем ASIC.
Логичным продолжением отказа от специализированных решений стало размещение систем в облаке. Одно из ключевых решений Harmonic — VOS 360 — для организации линейных и нелинейных ТВ-услуг как раз и ориентировано на облачное размещение. Какие требования предъявляются к облаку, на котором может быть установлен этот продукт? И возможна ли установка системы в других облаках, кроме Amazon Web Services?
VOS 360 — это наше чисто облачное предложение. Оно работает только на публичном облаке, в первую очередь Microsoft Azure и Amazon Web Services. Одно время был также Google Cloud. VOS 360 ни на каком другом облаке не работает, а также не будет портироваться на локальные публичные облака.

Но у нас есть еще одно решение — VOS Cloud-Native Software. И вот оно уже работает в частном облаке, то есть на площадке заказчика. Это софт, который устанавливается в дата-центре заказчика и выполняет те же самые задачи. Естественное, такое решение требует хорошей связности. VOS Cloud-Native Software можно применять для транскодирования, плейаута, пакетирования, мультиплексирования.

Какие вы видите перспективы для телевизионных облачных решений в России и СНГ? Они будут развиваться только на базе корпоративных дата-центров или можно ожидать появления общедоступных облаков?
В России свои облачные сервисы предлагает Mail.ru, а также МТС и другие компании. Microsoft и Amazon не торопятся запускать здесь свои облачные услуги. Ближайшая точка приземления у них находится в Европе. Это накладывает ограничения на передачу трансграничного трафика и всего, что с этим связано. У нас уже есть проекты реализации резервных головных станций и плейаута в таком виде, потому что с точки зрения капитальных затрат это выглядит гораздо более привлекательно. У нас есть модели по предоставлению бэкапа, когда заказчик платит только за время работы VOS 360.
Вы уже упомянули телевидение сверхвысокой четкости. Как вы смотрите на перспективы этого сегмента, этой технологии?
Порядка 99% телеканалов в формате сверхвысокой четкости в России сделано на оборудовании Harmonic — кодируется нашими кодеками. Мы продали относительно большое количество кодеров Ultra HD, и все Tier-1-операторы имеют в своем пакете хотя бы один канал высокой четкости. Все они наши заказчики. Операторы понимают, что технологически запустить телеканал 4K несложно, но контента нет. Точнее, он есть, но дорогой и не в том объеме, чтобы можно было сформировать большое число каналов. Вместе с заказчиками мы киваем в сторону мейджоров. Запуск 4K-вещания требует смены всей технологической цепочки, всего тракта, начиная с камер.
А препятствия со стороны сетей связи? Да и в домохозяйствах не везде установлены 4K-телевизоры…
Естественно, на последней миле нужна хорошая полоса пропускания, что в крупных городах давно не является проблемой. Полноценный 4K-телевизор или хотя бы 4K-ready тоже нужен. С другой стороны, процесс вымывания устаревшего оборудования идет хорошо, по крайней мере, если судить по отчетам производителей телевизоров.

Но последняя миля тоже важна, и если абонент сидит на 3G, то смотреть линейное вещание в 4K он не сможет. А вот видео по запросу в этом формате — другое дело.

Фото: Shutterstock
Является ли запуск сетей 5G в мире драйвером для вашей компании?
Наше оборудование агностично к среде распространения. Это может быть спутник, медь, оптика, эфир. Практически от внедрения сетей 5G для нас ничего не поменяется. Около двух лет назад мы запускали совместно с Huawei опытную зону вещания поверх сети 5G, передавали видео в 4K, использовался соответствующий кодер — и никаких проблем не выявили.
Что для вас оказалось самым сложным в работе за эти почти 15 лет, что вы руководите представительством Harmonic в России?
Основная сложность была в том, чтобы завоевать рынок, потому что продаж Harmonic здесь не было. На пике же продажи у нас составляли десятки миллионов долларов в год.

Поскольку я более-менее свободно ориентировался в сегменте спутниковых операторов, то поставил перед собой задачу уговорить операторов первого дивизиона использовать оборудование Harmonic. К 2008–2009 годам я ее выполнил. Потом подтянулись кабельные и IPTV-провайдеры, а также сотовые операторы, запускавшие свой телевизионный сервис. Вызовы были всегда, но чего-то непреодолимого я вспомнить не могу.

Рынок медиателекома испытывает давление со стороны регулятора. Вы ощущаете это на себе?
Скорее, нет. Мы исполняем все местные законы, а они давно не менялись как с точки зрения налогообложения, так и ведения отчетности западных компаний.

Отмечу тренд на импортозамещение — он стал не всегда обоснованной заменой естественной конкуренции. Отечественного разработчика нужно поддерживать здоровой конкуренцией и финансированием, а не административными мерами. Международная интеграция производства скорее полезна, чем вредна. Ведь даже СССР со своими союзниками активно занимался ею.

Какие цели вы ставите перед собой на ближайший год?
Прежде всего, из-за пандемии у нас была отложена реализация многих проектов, которые были намечены на 2020 год. Из-за того, что все ушли на удаленную работу, сильно усложнился процесс принятия решений. Так что мы ждем реализации проектов в 2021-м.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий